Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF
 
9-10 7
Аннотация

Представляем новый номер журнала «Ортодоксия», посвящённый политике Ватикана в Средней Азии.

11-23 10
Аннотация

Предметом статьи является дипломатическая деятельность Ватикана в евразийской и азиатской зонах, на территории, в которую входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Афганистан и Монголия. Эта активность Ватикана говорит о переориентации Католической Церкви в направлении Глобального Юга и связана с тем, что на фоне процесса медленной и постепенной децентрализации мира началась борьба за Глобальный Юг, которая в случае успеха глобалистских сил может замедлить процесс перехода к многополярности. Важным пунктом политики Ватикана в Азии является неоэкологизм, связанный с понятием «интегральная экология» и идеалом «христианского лево-зелёного государства», а также пониманием планеты как «единого живого организма». Это оккультно-эзотерический неоглобализм либерального толка. С другой стороны, Ватикан наращивает культурный диалог и партнёрство со странами мировой «периферии». Анализ азиатской стратегии Ватикана позволяет увидеть переплетение двух встречных процессов: политизации религии и религиозной трансформации политики. Усилия Ватикана в полной мере вписаны в контекст глобальной политики. Глобализм же всё чаще говорит «от имени» периферии. Успех переориентации на периферию позволил бы Западу использовать часть политического ресурса Глобального Юга для контроля над Европой, противостояния с Россией и, возможно, с Китаем. В глобальном контексте католический прозелитизм сегодня, как и прежде, выступает в роли «мягкой силы» вестернизации и продвижения европейских ценностей.

24-41 13
Аннотация

Статья посвящена анализу внешней политики Ватикана в Центральной Азии в 2022–2025 годах. Центральная Азия рассматривается как часть Глобального Юга, на территории которого Римско-католическая церковь имеет наиболее прочные позиции. Автор предлагает гипотезу о том, что в эпоху активной дипломатии папы Франциска Ватикан добивался установления глобального идеологического авторитета в регионе. В данной ситуации под авторитетом понимается конкретный термин католического богословия — auctoritas. Центральная Азия рассматривается как проекция Глобального Юга, отражающая всё его многообразие. Разговор о дипломатии Ватикана ставит акцент на двух ключевых идеях, определяющих его политику: экуменизме и интегральной экологии. Обе идеи вызывали неодобрение в консервативных кругах, но всё же определяли характер дипломатии одного из самых старых и влиятельных транснациональных акторов мировой политики. При этом по отношению к изучаемому региону Ватикан ограничивался именно этими двумя идеями, а также практикой евангелизации. В итоге автор текста приходит к выводу о том, что в период правления папы Франциска Ватикан получил все условия для того, чтобы в ближайшем будущем стать одним из центров влияния на регион. Продвигая в нём леволиберальную экологическую идеологию, Папский престол столкнулся с посткоммунистическим населением, для которого эта повестка не оказалась категорически неприемлемой. В заключение статьи делается вывод о том, что папская дипломатия эпохи Франциска, являясь продолжением мировой экспансии леволиберальных идей, в ближайшем будущем столкнётся с противодействием традиционалистских кругов региона.

42-59 11
Аннотация

В статье рассматривается вопрос продвижения влияния Ватикана на международной политической арене. Автор отмечает, что с момента публикации энциклики папы римского Франциска в мае 2015 года, Ватикан, используя климатическую повестку, начал активные действия по экспансии территорий Глобального Юга. Так, энциклика, будучи одним из основных папских документов, посвященных теме взаимодействия человека с окружающей средой, сыграла значительную роль в благополучном подписании международного Парижского соглашения. Ватикан стал одним из лидеров продвижения климатической повестки, взяв на вооружение тему, которая способна как глобальный вызов объединить всех, вне зависимости от вероисповедания. В рамках статьи раскрываются аксиологические и идеологические основания дипломатической стратегии мирового католического центра. При этом отмечается схожесть учения, предложенного папой Франциском в рамках энциклики, с риторикой либерального планетаризма как системы современных философских и идеологических представлений и верований, которые возникли вокруг идеи о планете как о некоем самостоятельном суперорганизме, обладающем способностью разумного саморегулирования ради поддержания жизни во всём её многообразии. В этом ключе автор видит попытки Ватикана реализовать проект воссоздания своего глобального геополитического могущества, в котором проявляются имперские черты первого языческого Рима. В заключение отмечается, что даже после смерти папы Франциска в апреле 2025 года новый папа римский также уделяет повышенное внимание международной деятельности и дипломатии.

60-95 6
Аннотация

В статье рассматривается возникновение и основные этапы развития Конференции католических епископов Центральной Азии (ККЕЦА), её структура и состав, географическое представительство, основные направления деятельности, реализуемые проекты, межконфессиональный диалог. ККЕЦА является постоянно действующим коллегиальным органом Римско-католической церкви, объединяющим всех католических епископов региона и координирующим их общую деятельность. Под Центральной Азией в данном контексте понимается обширная территория, включающая Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Монголию. Автор обращает особое внимание, что географически Монголию относят к Восточной Азии, при этом в церковно-административном плане апостольская префектура Улан-Батора была также включена в новую Конференцию Центральной Азии. Кроме того, к работе конференции фактически присоединился Азербайджан. Несмотря на то что Закавказье обычно не включают в понятие Центральной Азии, католическая префектура в Баку по решению Святого престола также участвует в пленумах ККЕЦА. По всей видимости, такая ситуация обусловлена схожестью пастырских задач в Азербайджане (мусульманская страна с малочисленной католической общиной) и, вероятно, отсутствием собственной конференции на Кавказе. Таким образом, на встречах ККЕЦА присутствуют представители в общей сложности 8 стран (6 центральноазиатских, а также Монголия и Азербайджан). Католические общины в этих государствах сравнительно невелики по численности и разбросаны на огромных пространствах, зачастую сталкиваются с похожими вызовами (минимальное присутствие католиков в обществе, нехватка священнослужителей, необходимость перевода литургических текстов на местные языки, диалог с мусульманским большинством и др.). В этих условиях объединение епископов позволило консолидировать ресурсы и усилия, выработать общую стратегию евангелизации и церковного служения.

96-109 17
Аннотация

Данная статья посвящена анализу установления лидерства папы Франциска на Глобальном Юге через объявление нового миссионерского вектора, который получил название «концепция периферии». Автор рассматривает два ключевых направления политики Ватикана: социальное и церковное. Благодаря миссии среди мигрантов, бедных и заключённых понтифик не только занимался увеличением и окормлением католической паствы, но и укреплял своё присутствие на окраинах Глобального Юга. Посредством экуменистической риторики, акцента на важности межконфессионального диалога, а также экологической повестке Ватикану удалось нарастить значительные дипломатические связи в странах католического меньшинства. В заключении автор приходит к выводу о том, что папство Франциска привело к смещению политического вектора Римско-католической церкви с европейского Запада на Глобальный Юг, выход на «периферию» позволил Франциску усилить свой статус геополитического игрока. В заключении статьи отмечается, что избрание новым папой Льва XIV наносит урон прочности «периферийной концепции» Ватикана.

110-123 12
Аннотация

Статья посвящена исследованию религиозной дипломатии Папского престола в Казахстане в XXI веке и анализу стратегий влияния Ватикана в контексте евразийского пространства. Предметом исследования является внешнеполитическая деятельность Ватикана, реализуемая через Римско-католическую церковь, в религиозно и культурно разнообразном Казахстане. Цель статьи — выявить особенности и механизмы, с помощью которых Ватикан усиливает своё присутствие и влияние в республике. Актуальность работы определяется растущим интересом религиозных акторов в международных отношениях, а также ролью Казахстана как площадки для межцивилизационного диалога. Новизна заключается в рассмотрении казахстанского случая как примера институционализированного партнёрства между государством и транснациональной религиозной структурой.

В исследовании использовались методы тематического и дискурсивного анализа, сравнительный подход, а также анализ официальных заявлений, документов и материалов, связанных с визитами понтификов, деятельностью католических институтов и межрелигиозных форумов. Особое внимание уделяется символическому выбору Ватиканом моментов визитов папы римского в 2001 и 2022 годах — на фоне глобальных кризисов. Автор приходит к выводу, что Ватикан проводит последовательную стратегию укрепления связей с Казахстаном, рассматривая его как ключевого партнёра в Средней Азии. Это находит отражение в институционализации сотрудничества, поддержке католических общин, участии в культурных и образовательных проектах, а также в религиозной легитимации Казахстана как страны диалога. Визиты понтификов становятся не только духовными, но и геополитическими жестами. Результаты подтверждают растущую роль религии как субъекта международной политики и подчёркивают важность Казахстана в глобальных инициативах по поддержанию межконфессионального мира и сотрудничества.

124-137 12
Аннотация

Статья посвящена комплексному анализу дипломатических отношений Папского престола и Республики Узбекистан в XXI веке, а также религиозной деятельности Ватикана на территории этой страны с момента установления отношений в 1992 году. Несмотря на длительное присутствие и универсалистскую повестку, Ватикану не удалось достичь значительных успехов в укреплении своих позиций в этой светской постсоветской республике. В статье демонстрируются ключевые факторы, ограничивающие влияние католической дипломатии. К таковым авторы относят жёсткую государственную политику Узбекистана в религиозной сфере, строго регламентирующую деятельность религиозных объединений, историческую малочисленность и этническую обособленность католической общины, а также доминирующее положение Русской Православной Церкви в немусульманском религиозном ландшафте. При этом сам диалог между Ватиканом и правительством Республики Узбекистан остается на уровне технических контактов между МИД и нунциатурой, без визитов на высшем уровне. К ограниченным достижениям Ватиканской политики авторы относят создание минимальной церковной инфраструктуры, развитие социального служения через ордена и некоммерческие организации, а также участие в межконфессиональном диалоге. В статье делается вывод, что в условиях действующих ограничений стратегия Ватикана сместилась от евангелизации к поддержанию существующих общин и использованию легальных каналов «мягкой силы», таких как культура и благотворительность, что определяет перспективы отношений как стабильные, но без потенциала для прорыва. При этом из-за светской политики этой страны дипломатия Папского престола в республике ограничивается поддержанием межрелигиозного диалога.

138-151 9
Аннотация

После распада СССР новые независимые государства, в том числе и страны Средней Азии, оказались в фокусе внимания внешних сил. Интерес к среднеазиатским и центральноазиатским государствам стал проявлять и Ватикан, который ориентируется на достижение долгосрочных отношений. Одним из государств, к которому было направлено повышенное внимание со стороны Ватикана, стал Таджикистан. Эта центральноазиатская страна занимает важное географическое положение. К этому государству Ватикан проявил значительный интерес, в основе которого находятся политико-культурные и религиозные факторы. В частности, политический фактор оказал большое влияние на политику Ватикана в отношении Таджикистана. В то же время свою роль сыграли и религиозные причины. Ватикан рассматривает Таджикистан в качестве важной составляющей в формировании религиозной общности в Средней Азии. На основе системного анализа в статье рассмотрена политика Ватикана в отношении Таджикистана, а также исторические предпосылки данных взаимоотношений, которые развивались последовательно на протяжении длительного времени. Выделены этапы институализации католических структур в Таджикистане. Особое внимание уделяется развитию таджикско-ватиканских отношений в последние годы. Сделан вывод, что Ватикан рассчитывает и дальше расширять своё присутствие в данной среднеазиатской стране, используя различные механизмы для продвижения своих интересов. Политика Ватикана укладывается в общий тренд внерегиональных акторов, которые заинтересованы в расширении своего влияния в странах Средней и, шире, Центральной Азии.

152-173 8
Аннотация

В статье рассматривается стратегия внешнеполитического присутствия Римско-католической церкви на примере Католической миссии в Монголии. Исследование охватывает историческую ретроспективу — от дипломатических инициатив XIII века до создания Апостольской префектуры в начале XXI века, а также анализирует влияние международной конкуренции ведущих держав на религиозную политику региона. Особое внимание уделяется апостольскому визиту папы Франциска в 2023 году, направленному на укрепление морального авторитета Ватикана и расширение его позиций в Азии. Показано, как Римско-католическая церковь адаптируется к религиозной и культурной специфике Монголии, выстраивая диалог с буддистским большинством и осваивая социальные ниши. Учитывается специфика монгольского дискурса «цивилизационной безопасности», в котором доминирует идея сохранения буддистской идентичности как основы национального единства. В этом контексте деятельность Ватикана приобретает тонко сбалансированный характер, сочетающий миссионерские, гуманитарные и дипломатические задачи. В контексте межцивилизационного взаимодействия Монголия анализируется как символическое пространство, в котором религиозные структуры становятся посредниками транснациональной коммуникации. Значительная часть статьи посвящена механизмам переосмысления исторического прошлого: фигура Чингисхана, идея «Pax mongolica» и опыт дипломатии XIII века используются Ватиканом для легитимации универсалистской повестки — справедливости, экологической устойчивости и межрелигиозного согласия. Делается вывод, что католицизм в Монголии выполняет не только религиозную, но и дипломатическую функцию, выступая инструментом продвижения глобальных инициатив Ватикана в условиях современной геополитической конкуренции.

174-187 8
Аннотация

В статье анализируются основные аспекты истории формирования и развития Католической миссии в Афганистане. В статье показано, что образование католической часовни было тесно связано с процессами развития афгано-итальянских отношений и технической модернизации страны при Аманулла-хане и Захир-шахе в XX веке. В статье выявлены и охарактеризованы ключевые даты формирования зданий посольства Италии и католической часовни в Кабуле, восстановлена деятельность капелланов с 1933 года из ордена барнабитов, которым была поручена миссия в Афганистане. Показано, что Католическая миссия в стране останавливала свою работу в период просоветского режима НДПА (1979–1989), в первый период правления движения «Талибан» (1996–2001), а также после 15 августа 2021 года, но это не привело к её изгнанию из Афганистана. Автор статьи приходит к выводу, что активность Католической миссии ограничивалась благотворительной и гуманитарной деятельностью среди афганского населения. Духовные и пастырские обязанности капелланы осуществляли с иностранцами-католиками, любые формы прозелитизма были запрещены с момента основания Католической миссии.

188-203 13
Аннотация

Статья посвящена анализу истории, институционального развития и перспектив дипломатического сотрудничества Папского престола с Кыргызской Республикой в контексте религиозной и геополитической трансформации региона после распада СССР. Актуальность исследования обусловлена сложной религиозной ситуацией в Кыргызстане, усилением влияния внешних акторов и необходимостью оценки роли Римско-католической церкви как глобального института в условиях межрелигиозного и межкультурного диалога. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении исторического наследия христианства в Кыргызстане, современного состояния католических общин в стране, а также дипломатической и гуманитарной деятельности Ватикана.

В ходе исследования использован историко-аналитический метод, опирающийся на архивные данные, статистические сведения и анализ религиозно-политической динамики. Проведён обзор исторического развития христианства в Кыргызстане, этапов  институционализации  Римско-католической  церкви в постсоветский период, а также современных дипломатических инициатив Папского престола, включая налаживание двустороннего сотрудничества. Коллектив авторов приходит к выводу, что, несмотря на малочисленность католических общин, Папский престол играет важную роль как фактор стабильности, межрелигиозного диалога и гуманитарного сотрудничества. Ватикан демонстрирует способность адаптироваться к региональным вызовам через стратегию диалога, развитие дипломатии и социальные проекты. Будущее католичества в Кыргызской Республике зависит от политической воли, межконфессионального взаимодействия и способности Римско-католической церкви балансировать между духовной миссией, геополитическими и региональными реалиями. Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли религиозных институтов в формировании общественно-политической стабильности и культурного многообразия Евразийского пространства. Исследование способствует расширению знаний о религиозной дипломатии и межконфессиональном сотрудничестве в условиях трансформаций постсоветского региона.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)