Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Христианские мотивы в советском кино

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-1-156-245

Аннотация

В статье освещается история развития христианских мотивов в советском кино, со времён открытых антицерковных гонений 1920–1930-х годов до эпохи Перестройки. Различается восприятие христианства, как основы традиционной этнокультурной идентичности и как основы общечеловеческих нравственных ценностей, что в обоих случаях способствовало постепенной легитимации христианской тематики в советской культуре вопреки многоуровневой системе идеологической цензуры. Анализируются глубинные мировоззренческие процессы в эволюции советской культуры, позволявшие, с одной стороны, самой атеистической власти, а с другой стороны, экспериментирующим кинорежиссёрам в различные периоды советской истории по-разному обращаться к религиозной тематике в целом, христианской религии в частности и Русской Православной Церкви в особенности. Приводятся показательные примеры использования в советских фильмах различных христианских символов, библейских цитат, событий религиозной истории, репрезентации образа христианского священнослужителя и верующего человека как такового, всё более заметное обращение советских кинематографистов к христианским ассоциациям и аллюзиям. Особое внимание автор уделяет противоречивым идеологическим тенденциям трёх основных периодов советской истории второй половины ХХ века — “оттепели”, “застоя” и “Перестройки” — способствовавшим легитимации религиозной тематики в советском кино и определившим специфику отношения к религии в позднесоветское время. В качестве наиболее значительных прецедентов рассматриваются фильмы таких кинорежиссёров, как Михаил Ромм, Марлен Хуциев, Андрей Тарковский, Михаил Калик, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Глеб Панфилов и др. Выдвигаются гипотезы о дальнейших идеологических стратегиях советского государства в отношении православного христианства, в случае если бы коммунистическая партия смогла сохранить свою власть.

Об авторе

А. М. Малер
Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия

Малер Аркадий Маркович — старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, глава Интеллектуального клуба «Катехон», член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

119049, Москва, Мароновский переулок, 26



Список литературы

1. Агурский М. С. Идеология национал-большевизма. — М., 2003. — 320 с.

2. Аринин Е. И. Вторжение религии в советский кинематограф: между «Волшебным» и «Вечностью» // Вестник

3. Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2017. — № 3. — С. 311–320.

4. Богоявления собор в Елохове // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 5. — С. 552–553.

5. Болтянский Г. М. Ленин и кино. — М. ; Л., 1925. — 88 с.

6. Бурляев Н. П. Андрей Первозванный мирового кинематографа // А. А. Тарковский в контексте мирового кинематографа : Материалы международной конференции : 22 ноября 2002 года, Москва / сост. А. Л. Нехорошев, М. А. Ростоцкая, В. А. Утилов. — М. : Б. и., 2003. — С. 158–164.

7. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917– 1953 / под ред. А. Н. Яковлева ; сост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. — М., 1999. — С. 598–602.

8. Глазунов И. С. История народа — источник вдохновения // Советский экран. — 1984. — № 22. — С. 18–19.

9. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. — М., 1994. — 296 с.

10. Горбачёв О. В., Мазур Л. Н. Визуальные репрезентации религиозной жизни советского общества в художественном кинематографе 1920–1980-х гг.: источниковедческий анализ // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.— 2013.— № 3 (1-). — С. 40–52.

11. Горин Г. И. Тот самый Мюнхгаузен. — М., 2004. — 80 с. Гройс Б. Е. Утопия и обмен. — М., 1993. — 376 с.

12. Душенко К. В. Искусство требует жертв // Вестник культурологии. — 2018. — № 4 (87). — С. 151–154.

13. Залесский К. А. Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха. — М., 2023. — 256 с.

14. История киноотрасли в России: Управление, кинопроизводство, прокат. — М. : НИИК ВГИК, 2012. — С. 2367–2368.

15. Ковалов О. Кончаловский Андрей // Новейшая история отечественного кино. Кино и контекст / сост. Л. Аркус. — М. : Сеанс, 2004. — Т. 4. — С. 76–78.

16. Кончаловский А. С. Низкие истины. Семь лет спустя. — М., 2006. — 544 с.

17. Ленин В. И. Социализм и религия // Ленин В. И. Полн. собр. соч. — 5-е изд. — М. : Изд-во политической литературы, 1968. — Т. 12. — С. 142–147.

18. Паперный В. З. Культура «Два». — М., 1996. — 384 с.

19. Плахов А. С. Режиссёр одного шедевра // Коммерсантъ. — 2018. — № 86 (6324) (22 мая).

20. Сартр Ж.-П. По поводу «Иванова детства» // Мир и фильмы Андрея Тарковского / сост. А. М. Сандлер. — М., 1991. — С. 11–21.

21. Смена Вех. — М. : Модест Колеров, 2021. — Исследования по истории русской мысли. Т. 30. — 336 с.

22. Солженицын А. И. Фильм о Рублёве / Публицистика : в 3 т. — Т. 3: Статьи, письма, интервью, предисловия. — Ярославль, 1997. — С. 157–167.

23. Филиппов Б. А. Советское государство и Православная Церковь (1917–1991). — М., 2005. — 224 с.

24. Флоренский П. А. Иконостас // Сочинения : в 4 т. — М., 1995. — Т. 2. — С. 419–526.

25. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи. — М., 2003. — 640 с.

26. Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. — М., 1995. — Т. 2. — С. 352–369.

27. Хрущёв Н. С. Речь на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. 8 марта 1963 года // Новый мир. — 1963. — № 3. — С. 3–33.

28. Хуциев М. М. Из любви в нелюбовь // Июльский дождь. Путеводитель / ред.-сост. С. Дединский, Н. Рябчикова. — СПб. ; М., 2021. — С. 12–13.

29. Честертон Г. К. Ортодоксия / пер. с англ. Н. Л. Трауберг // Вечный Человек. — М., 1991. — 544 с.

30. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. — М., 2005. — 424 с.

31. Шкаровский М. В., Соловьёв И., свящ. Церковь против большевизма. — М., 2013. — 410 с.


Рецензия

Для цитирования:


Малер А.М. Христианские мотивы в советском кино. Ортодоксия. 2023;(1):156-245. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-1-156-245

For citation:


Mahler A.M. Christian motives in Soviet cinema. Orthodoxia. 2023;(1):156-245. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-1-156-245

Просмотров: 1743


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)