Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск
№ 1 (2022)
Скачать выпуск PDF
10-125 243
Аннотация

Публикация представляет промежуточные результаты работы, проводимой научно-исследовательским центром «Русская экспертная школа», и раскрывает политические и научно-экспертные механизмы США по использованию религиозного фактора в геополитических целях, рассматривает, как США эксплуатирует религиозную повестку для прямого политического давления на Россию. Цель исследования — выявить механизмы международного давления США на мировое православие, Русскую Православную Церковь. В 1998 году в США был принят Закон о международной религиозной свободе, закрепивший право США на вмешательство в религиозные процессы других стран. Для практической реализации этого закона в США была создана разветвлённая сеть правительственных, а также формально независимых от американского государства, но тесно с ним связанных негосударственных структур, обеспечивающих идеологическую и политико-административную поддержку этого направления работы. В состав этих структур вошли чиновники, учёные, эксперты, журналисты, религиозные лидеры, богословы, заинтересованные в продвижении американских национальных интересов. В 2000-х годах ключевым для международной религиозной политики США направлением стало ослабление международного влияния Русской Православной Церкви, ослабление роли России как центра мирового православия. В качестве главного инструмента для раскола Русской Церкви и мирового православия США использовали Константинопольский Патриархат. Наиболее сильный удар, призванный сократить влияние Русской Церкви, был нанесён США на Украине, где после государственного переворота 2014 года каноническая Православная Церковь (УПЦ МП) оказалась в наиболее уязвимом положении. США развернули против Русской Православной Церкви системную борьбу, которая включает богословский, экспертный, медийный уровни, а также акты прямого — административного и физического — давления на приходы Московского Патриархата. Глобальный вектор этой деятельности США направлен на разделение и ослабление мирового православия, а локальный — на разрушение исторических духовных связей православия в России и на Украине.

126-139 201
Аннотация

Заложенные в международных декларациях и в конституциях большинства государств мира, принципы свободы совести и противодействия дискриминации по религиозному и национальному признаку стали большим историческим достижением человечества. Однако на определённом этапе свобода совести стала политическим инструментом. К этому привело стремление западных стран, главным образом США, создать свой собственный канон демократической системы, который можно было бы внедрять в другие общества и государства, делая их открытыми по отношению к американским интересам. Религиозный фактор приобрёл большое политическое значение как в отдельных региональных и мировых конфликтах, так и в борьбе неолиберального антитрадиционализма с идентизмом, который защищает право наций, культур, консервативных религий сохранять свою идентичность, а не трансформироваться вместе с линией леволиберальных элит, ЛГБТ-сообществ, феминисток и экологистов. Неолиберализм или антитрадиционализм готов любое провозглашение цивилизационной самобытности заклеймить как «ксенофобию» и «фашизм». Религия стала одним из основных пространств, где происходит борьба идентизма с антитрадиционализмом или с «либеральной демократией». В статье выделяется несколько сфер, где используется технология религиозной свободы в реальной политике. Во-первых, это демократизация законодательства отдельных стран и корректировка его положений, связанных со свободой совести, статусом и регулированием деятельности религиозных объединений. Вовторых, это формирование общественного мнения и общественных организаций, которые способствуют утверждению принципов религиозной свободы и действуют в русле неолиберального понимания демократии и норм политкорректности. В-третьих, это межрелигиозные круглые столы и тренинги с участием чиновников, религиозных лидеров и общественных объединений, что есть нечто другое, чем просто межрелигиозный диалог. Они «уравнивают» в публичном поле мусульман, православных, католиков, протестантов. Необходимые обществу и государству принципы религиозной свободы в контексте западного антитрадиционализма превратились в свою противоположность. Плюрализм, религиозное многообразие стали использоваться в качестве главной цели, так как они в наибольшей степени соответствовали запросам американской либеральной демократии и мирового антиидентизма. Нынешняя религиозная свобода оказалась далека от толерантности Вестфальского мира. Вместо мирного сосуществования новая концепция свободы совести, напротив, часто предлагает угнетение господствующих Церквей и традиций.

140-152 151
Аннотация

Ни одна другая конфессия в мире, ни одна Церковь, кроме Православной Церкви, не может «похвастать» тем, что с ней ведёт войну американское государство. Главным образом это касается Русской Православной Церкви. Данная статья посвящена не богословским и даже не политическим аспектам вышеозначенного противостояния. Рассматривается политтехнологический аспект борьбы США с православием. Здесь можно выделить главную политтехнологическую уловку, которую используют американцы, а именно стратагему под названием «волк в овечьей шкуре». Её смысл в том, что никакие серьёзные институты не заявляют себя в качестве антирелигиозных или занимающих антиправославную позицию. Напротив, названиями и вывесками они мимикрируют под православные. Чем выше уровень принятия решений в войне с православием, тем меньше заметно открытых антиправославных инвектив. На форумах высокого уровня речь не идёт о том, чтобы как-то вытолкнуть православие из диалога, превратить в конфессию-изгоя. Наоборот, здесь скорее идёт разговор о неком принуждении к диалогу, и контрагенты выражают неудовольствие и разочарование позицией, которую часто занимают православные, а именно позицией неучастия во всевозможных экуменических форумах и совещаниях. Нас хотят задушить в объятьях, нас обнимают, а мы уклоняемся. Именно экуменические форумы являются основной средой, которая и призвана поколебать православную веру. Как противостоять этой технологии «волка в овечьей шкуре»? Святые отцы говорили, что нужно изобличать фальшь и подделку, другого способа нет. В случае с «заблудшей овцой» от церковного начальства и пастырей требуется терпеливое внимание, участие, поучение и так далее. Но там, где мы видим злостное и сознательное искажение православных истин, где сами люди отделили себя от Церкви, но остаются в ней формально, чтобы «исправлять» саму Церковь, продолжать наносить ей вред, то в этих случаях церковному начальству нужно быть беспощадным.

153-170 183
Аннотация

В статье даётся оценка исследованию В. А. Щипкова «Системное давление США на Русскую Православную Церковь в идейном и геополитическом противостоянии». Далее рассматривается история Сербской Православной Церкви с 1990 года до настоящего времени с точки зрения её вовлечённости в политические и геополитические процессы. Главным образом Сербская Православная Церковь выступала в качестве объекта политического влияния со стороны США и коллективного Запада. В статье выделено пять периодов, отличавшихся вектором политики Запада по отношению к Сербской Церкви: 1) период социализма (до падения Берлинской стены); 2) период правления Слободана Милошевича (1990–2000 годы); 3) период создания сети западных агентов влияния (с 5 октября 2000-го до 2010 года); 4) период усиления западной идеологии в СПЦ (с 2010 по 2017 год); 5) период геополитического давления Запада на Сербскую Православную Церковь (с 2017 года по сегодняшний день). Анализируя содержание каждого исторического периода, автор статьи приходит к выводу, что до 2017 года основным вектором давления на Сербскую Церковь был идеологический, что позволило сформировать и институализировать либеральное, модернистское, инклюзивное, анациональное богословие в качестве влиятельной альтернативы традиционному консервативному национальному богословию. На многих ключевых должностях в церковной иерархии оказались носители либерального, прозападного мировоззрения. Это позволило Западу с 2017 года перейти к прямому лоббированию своей политической повестки внутри Сербской Церкви через своих агентов влияния. В сложившейся ситуации Запад заинтересован в привлечении Сербской Церкви на свою сторону в геополитическом противостоянии с Россией и Русской Православной Церковью. В результате Сербская Церковь оказалась в сложной ситуации: невыполнение требований Запада может привести к отторжению от неё зарубежных епархий в пользу Константинопольского Патриархата, тогда как их выполнение закрепит за ней роль инструмента антиправославной политики и также может привести к внутреннему расколу.

171-184 143
Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимоотношений Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата. Даётся оценка гипотезе о том, что Фанар является лишь инструментом продвижения американских политических интересов на канонической территории Московского Патриархата. Автор исходит из того, что причина вторжения Константинополя на каноническую территорию Русской Православной Церкви, приведшего к разрыву евхаристического общения между Русской и Константинопольской Православными Церквями, коренится в особенностях экклесиологии Константинопольского Патриархата. Приводятся исторические примеры взаимодействия Константинопольского Патриархата и политических сил, враждебных православию, из чего делается вывод о том, что достижение собственных целей, главная из которых — укрепление первенства среди Православных Церквей, Фанар ставит выше, чем сохранение единства мирового православия. Выдвигается предположение о возможности влияния Константинопольского Патриархата на Русскую Православную Церковь через мирян и духовенство, симпатизирующее Фанару. Анализируется ситуация с созданием Литовской епархии Константинопольского Патриархата, формирующая долгосрочную угрозу новых расколов на канонической территории Русской Православной Церкви, прежде всего — в Белоруссии. Отмечается, что создание Литовской епархии Константинопольского Патриархата, так же как и дарование томоса об автокефалии неканонической Православной церкви Украины, — часть единой долгосрочной стратегии по вытеснению Русской Православной Церкви с территорий, входивших до 1686 года в состав Киевской митрополии Константинопольского Патриархата.

185-201 212
Аннотация

В данной статье рассматриваются и анализируются дискриминационные процессы на Украине в отношении Украинской Православной Церкви и дискриминационные процессы в странах Европейского союза в отношении Русской Православной Церкви. Перечислены основные публикации, рассматривающие факты дискриминации Украинской Православной Церкви на Украине. Также в статье представлены документы Европарламента, которые использовались как обоснование ограничения деятельности Русской Православной Церкви. Перечисленные документы стали подспорьем для введения беспрецедентных адресных санкций в отношении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла такими странами, как Великобритания, Канада, Австралия, Чехия, Эстония, Литва и Латвия. Подобные факты грубого вмешательства политиков в деятельность Православных Церквей становятся нормой политической жизни в таких стран, как Эстония, Латвия и Литва, о чём свидетельствует приведённый в статье фактаж предпринятых действий политиками указанных стран. Также в статье представлено осмысление кризиса международного правозащитного движения в отношении прав и свобод религиозных организаций. Представлены случаи, когда украинские правозащитники становились авторами антицерковных законов, а известная международная правозащитная организация «Amnesty International» приносила извинения за то, что посмела опубликовать доклад о военных преступлениях режима Зеленского. Двойные стандарты в оценивании правонарушений на Украине наглядно представлены на примере первых трёх отчётов мониторинговой миссии, которая была развёрнута на Украине в марте 2014 года Управлением верховного комиссара ООН по правам человека. Штат данной миссии насчитывал более 30 человек, которые действовали в пяти городах Украины: Киеве, Донецке, Одессе, Харькове и Львове. В данных отчётах был раздел, посвящённый соблюдению прав и свобод религиозных организаций на Украине. В статье представлены инциденты, которые фиксировала мониторинговая миссия, и факты дискриминации в отношении клириков и верующих Украинской Православной Церкви, представленные в СМИ. Отмечено, что мониторинговая миссия фиксировала преимущественно случаи дискриминации так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской греко-католической церкви и других религиозных организаций. Нарушения прав и свобод представителей Украинской Православной Церкви не только игнорировались, но и порой её деятельность в документах представлена как деятельность агрессора.

202-218 163
Аннотация

Исследование «Системное давление США на Русскую Православную Церковь в идейном и геополитическом противостоянии», безусловно, является весьма актуальным и востребованным аналитическим документом, освещающим скрытые процессы вмешательства США в религиозную жизнь различных стран мира, в которых православие исторически играет значимую роль в жизни общества. Акцентируется внимание на том, что международное право, ставшее мощным рычагом влияния на внутреннюю политику стран, его признающих, после Первой мировой войны становится легальным способом давления стран победительниц, то есть более сильных государств, на остальные страны мира. В частности, изначально Англия, а потом и США, обращаясь к гуманистической риторике, умело использовали международные организации типа Лиги Наций и ООН, а также международное право для закрепления своего особого положения в мире. Отмечается, что на сегодняшний день США, взявшие на себя роль мирового стража порядка, апеллируя к международным правовым документам, вмешиваются во внутреннюю политику других стран, в том числе религиозную, если она уклоняется от курса внутренней политики Запада. Наш обзор направлен на раскрытие ключевых моментов главы «Украина — средоточие геополитической борьбы с православием», которая в свете недавних событий, связанных с УПЦ МП, является наглядным примером развёрнутой борьбы с православием. Автор статьи делает особый акцент на ключевых моментах, связанных с внедрением в массовое сознание тезиса о сращении государства и Церкви, причин и предпосылок создания ПЦУ, опираясь на факты участия организаций США в трансформации церковной жизни на Украине, приведённые авторами исследования. Делается вывод о значимости проведённого исследования для верной интерпретации сложившейся ситуации вокруг УПЦ МП, а также даётся оценка прогноза, сделанного авторами исследования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)