Религиозная свобода как политическая технология
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-1-126-139
Аннотация
Заложенные в международных декларациях и в конституциях большинства государств мира, принципы свободы совести и противодействия дискриминации по религиозному и национальному признаку стали большим историческим достижением человечества. Однако на определённом этапе свобода совести стала политическим инструментом. К этому привело стремление западных стран, главным образом США, создать свой собственный канон демократической системы, который можно было бы внедрять в другие общества и государства, делая их открытыми по отношению к американским интересам. Религиозный фактор приобрёл большое политическое значение как в отдельных региональных и мировых конфликтах, так и в борьбе неолиберального антитрадиционализма с идентизмом, который защищает право наций, культур, консервативных религий сохранять свою идентичность, а не трансформироваться вместе с линией леволиберальных элит, ЛГБТ-сообществ, феминисток и экологистов. Неолиберализм или антитрадиционализм готов любое провозглашение цивилизационной самобытности заклеймить как «ксенофобию» и «фашизм». Религия стала одним из основных пространств, где происходит борьба идентизма с антитрадиционализмом или с «либеральной демократией». В статье выделяется несколько сфер, где используется технология религиозной свободы в реальной политике. Во-первых, это демократизация законодательства отдельных стран и корректировка его положений, связанных со свободой совести, статусом и регулированием деятельности религиозных объединений. Вовторых, это формирование общественного мнения и общественных организаций, которые способствуют утверждению принципов религиозной свободы и действуют в русле неолиберального понимания демократии и норм политкорректности. В-третьих, это межрелигиозные круглые столы и тренинги с участием чиновников, религиозных лидеров и общественных объединений, что есть нечто другое, чем просто межрелигиозный диалог. Они «уравнивают» в публичном поле мусульман, православных, католиков, протестантов. Необходимые обществу и государству принципы религиозной свободы в контексте западного антитрадиционализма превратились в свою противоположность. Плюрализм, религиозное многообразие стали использоваться в качестве главной цели, так как они в наибольшей степени соответствовали запросам американской либеральной демократии и мирового антиидентизма. Нынешняя религиозная свобода оказалась далека от толерантности Вестфальского мира. Вместо мирного сосуществования новая концепция свободы совести, напротив, часто предлагает угнетение господствующих Церквей и традиций.
Ключевые слова
Об авторе
Р. Н. ЛункинРоссия
доктор политических наук, профессор РАН, заместитель директора Института Европы РАН
125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 3
Список литературы
1. Демидченко В. В. Понятие политических технологий: сущность, формы и виды // Власть. — 2015. — №12. — С. 140–142.
2. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Борьба «за» и «против» идентичности во внутриполитических процессах // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — T. 63, № 9. — С. 50–60.
3. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Международные отношения и война антитрадиционализма с идентитетом // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — T. 64, № 4. — С. 5–14.
4. Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). — М. : Ин-т религии и права, 2010. — 744 с.
5. Современная политическая наука. Методология. — М. : Аспект Пресс, 2019. — 776 с.
6. Щипков В. А. Политические и институциональные подходы к продвижению международной религиозной свободы в системе внешней политики США в 1998–2020 гг. // Вестник МГИМО-Университета. — 2022. — Т. 15, № 5. — С. 150–181.
Рецензия
Для цитирования:
Лункин Р.Н. Религиозная свобода как политическая технология. Ортодоксия. 2022;(1):126-139. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-1-126-139
For citation:
Lunkin R.N. Religious Freedom as a Political Technology. Orthodoxia. 2022;(1):126-139. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-1-126-139