Представляем новый номер журнала «Ортодоксия», посвящённый политике Ватикана в Средней Азии.
Предметом статьи является дипломатическая деятельность Ватикана в евразийской и азиатской зонах, на территории, в которую входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Афганистан и Монголия. Эта активность Ватикана говорит о переориентации Католической Церкви в направлении Глобального Юга и связана с тем, что на фоне процесса медленной и постепенной децентрализации мира началась борьба за Глобальный Юг, которая в случае успеха глобалистских сил может замедлить процесс перехода к многополярности. Важным пунктом политики Ватикана в Азии является неоэкологизм, связанный с понятием «интегральная экология» и идеалом «христианского лево-зелёного государства», а также пониманием планеты как «единого живого организма». Это оккультно-эзотерический неоглобализм либерального толка. С другой стороны, Ватикан наращивает культурный диалог и партнёрство со странами мировой «периферии». Анализ азиатской стратегии Ватикана позволяет увидеть переплетение двух встречных процессов: политизации религии и религиозной трансформации политики. Усилия Ватикана в полной мере вписаны в контекст глобальной политики. Глобализм же всё чаще говорит «от имени» периферии. Успех переориентации на периферию позволил бы Западу использовать часть политического ресурса Глобального Юга для контроля над Европой, противостояния с Россией и, возможно, с Китаем. В глобальном контексте католический прозелитизм сегодня, как и прежде, выступает в роли «мягкой силы» вестернизации и продвижения европейских ценностей.
Статья посвящена анализу внешней политики Ватикана в Центральной Азии в 2022–2025 годах. Центральная Азия рассматривается как часть Глобального Юга, на территории которого Римско-католическая церковь имеет наиболее прочные позиции. Автор предлагает гипотезу о том, что в эпоху активной дипломатии папы Франциска Ватикан добивался установления глобального идеологического авторитета в регионе. В данной ситуации под авторитетом понимается конкретный термин католического богословия — auctoritas. Центральная Азия рассматривается как проекция Глобального Юга, отражающая всё его многообразие. Разговор о дипломатии Ватикана ставит акцент на двух ключевых идеях, определяющих его политику: экуменизме и интегральной экологии. Обе идеи вызывали неодобрение в консервативных кругах, но всё же определяли характер дипломатии одного из самых старых и влиятельных транснациональных акторов мировой политики. При этом по отношению к изучаемому региону Ватикан ограничивался именно этими двумя идеями, а также практикой евангелизации. В итоге автор текста приходит к выводу о том, что в период правления папы Франциска Ватикан получил все условия для того, чтобы в ближайшем будущем стать одним из центров влияния на регион. Продвигая в нём леволиберальную экологическую идеологию, Папский престол столкнулся с посткоммунистическим населением, для которого эта повестка не оказалась категорически неприемлемой. В заключение статьи делается вывод о том, что папская дипломатия эпохи Франциска, являясь продолжением мировой экспансии леволиберальных идей, в ближайшем будущем столкнётся с противодействием традиционалистских кругов региона.
В статье рассматривается вопрос продвижения влияния Ватикана на международной политической арене. Автор отмечает, что с момента публикации энциклики папы римского Франциска в мае 2015 года, Ватикан, используя климатическую повестку, начал активные действия по экспансии территорий Глобального Юга. Так, энциклика, будучи одним из основных папских документов, посвященных теме взаимодействия человека с окружающей средой, сыграла значительную роль в благополучном подписании международного Парижского соглашения. Ватикан стал одним из лидеров продвижения климатической повестки, взяв на вооружение тему, которая способна как глобальный вызов объединить всех, вне зависимости от вероисповедания. В рамках статьи раскрываются аксиологические и идеологические основания дипломатической стратегии мирового католического центра. При этом отмечается схожесть учения, предложенного папой Франциском в рамках энциклики, с риторикой либерального планетаризма как системы современных философских и идеологических представлений и верований, которые возникли вокруг идеи о планете как о некоем самостоятельном суперорганизме, обладающем способностью разумного саморегулирования ради поддержания жизни во всём её многообразии. В этом ключе автор видит попытки Ватикана реализовать проект воссоздания своего глобального геополитического могущества, в котором проявляются имперские черты первого языческого Рима. В заключение отмечается, что даже после смерти папы Франциска в апреле 2025 года новый папа римский также уделяет повышенное внимание международной деятельности и дипломатии.
В статье рассматривается возникновение и основные этапы развития Конференции католических епископов Центральной Азии (ККЕЦА), её структура и состав, географическое представительство, основные направления деятельности, реализуемые проекты, межконфессиональный диалог. ККЕЦА является постоянно действующим коллегиальным органом Римско-католической церкви, объединяющим всех католических епископов региона и координирующим их общую деятельность. Под Центральной Азией в данном контексте понимается обширная территория, включающая Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Монголию. Автор обращает особое внимание, что географически Монголию относят к Восточной Азии, при этом в церковно-административном плане апостольская префектура Улан-Батора была также включена в новую Конференцию Центральной Азии. Кроме того, к работе конференции фактически присоединился Азербайджан. Несмотря на то что Закавказье обычно не включают в понятие Центральной Азии, католическая префектура в Баку по решению Святого престола также участвует в пленумах ККЕЦА. По всей видимости, такая ситуация обусловлена схожестью пастырских задач в Азербайджане (мусульманская страна с малочисленной католической общиной) и, вероятно, отсутствием собственной конференции на Кавказе. Таким образом, на встречах ККЕЦА присутствуют представители в общей сложности 8 стран (6 центральноазиатских, а также Монголия и Азербайджан). Католические общины в этих государствах сравнительно невелики по численности и разбросаны на огромных пространствах, зачастую сталкиваются с похожими вызовами (минимальное присутствие католиков в обществе, нехватка священнослужителей, необходимость перевода литургических текстов на местные языки, диалог с мусульманским большинством и др.). В этих условиях объединение епископов позволило консолидировать ресурсы и усилия, выработать общую стратегию евангелизации и церковного служения.
Данная статья посвящена анализу установления лидерства папы Франциска на Глобальном Юге через объявление нового миссионерского вектора, который получил название «концепция периферии». Автор рассматривает два ключевых направления политики Ватикана: социальное и церковное. Благодаря миссии среди мигрантов, бедных и заключённых понтифик не только занимался увеличением и окормлением католической паствы, но и укреплял своё присутствие на окраинах Глобального Юга. Посредством экуменистической риторики, акцента на важности межконфессионального диалога, а также экологической повестке Ватикану удалось нарастить значительные дипломатические связи в странах католического меньшинства. В заключении автор приходит к выводу о том, что папство Франциска привело к смещению политического вектора Римско-католической церкви с европейского Запада на Глобальный Юг, выход на «периферию» позволил Франциску усилить свой статус геополитического игрока. В заключении статьи отмечается, что избрание новым папой Льва XIV наносит урон прочности «периферийной концепции» Ватикана.
Статья посвящена исследованию религиозной дипломатии Папского престола в Казахстане в XXI веке и анализу стратегий влияния Ватикана в контексте евразийского пространства. Предметом исследования является внешнеполитическая деятельность Ватикана, реализуемая через Римско-католическую церковь, в религиозно и культурно разнообразном Казахстане. Цель статьи — выявить особенности и механизмы, с помощью которых Ватикан усиливает своё присутствие и влияние в республике. Актуальность работы определяется растущим интересом религиозных акторов в международных отношениях, а также ролью Казахстана как площадки для межцивилизационного диалога. Новизна заключается в рассмотрении казахстанского случая как примера институционализированного партнёрства между государством и транснациональной религиозной структурой.
В исследовании использовались методы тематического и дискурсивного анализа, сравнительный подход, а также анализ официальных заявлений, документов и материалов, связанных с визитами понтификов, деятельностью католических институтов и межрелигиозных форумов. Особое внимание уделяется символическому выбору Ватиканом моментов визитов папы римского в 2001 и 2022 годах — на фоне глобальных кризисов. Автор приходит к выводу, что Ватикан проводит последовательную стратегию укрепления связей с Казахстаном, рассматривая его как ключевого партнёра в Средней Азии. Это находит отражение в институционализации сотрудничества, поддержке католических общин, участии в культурных и образовательных проектах, а также в религиозной легитимации Казахстана как страны диалога. Визиты понтификов становятся не только духовными, но и геополитическими жестами. Результаты подтверждают растущую роль религии как субъекта международной политики и подчёркивают важность Казахстана в глобальных инициативах по поддержанию межконфессионального мира и сотрудничества.
Статья посвящена комплексному анализу дипломатических отношений Папского престола и Республики Узбекистан в XXI веке, а также религиозной деятельности Ватикана на территории этой страны с момента установления отношений в 1992 году. Несмотря на длительное присутствие и универсалистскую повестку, Ватикану не удалось достичь значительных успехов в укреплении своих позиций в этой светской постсоветской республике. В статье демонстрируются ключевые факторы, ограничивающие влияние католической дипломатии. К таковым авторы относят жёсткую государственную политику Узбекистана в религиозной сфере, строго регламентирующую деятельность религиозных объединений, историческую малочисленность и этническую обособленность католической общины, а также доминирующее положение Русской Православной Церкви в немусульманском религиозном ландшафте. При этом сам диалог между Ватиканом и правительством Республики Узбекистан остается на уровне технических контактов между МИД и нунциатурой, без визитов на высшем уровне. К ограниченным достижениям Ватиканской политики авторы относят создание минимальной церковной инфраструктуры, развитие социального служения через ордена и некоммерческие организации, а также участие в межконфессиональном диалоге. В статье делается вывод, что в условиях действующих ограничений стратегия Ватикана сместилась от евангелизации к поддержанию существующих общин и использованию легальных каналов «мягкой силы», таких как культура и благотворительность, что определяет перспективы отношений как стабильные, но без потенциала для прорыва. При этом из-за светской политики этой страны дипломатия Папского престола в республике ограничивается поддержанием межрелигиозного диалога.
После распада СССР новые независимые государства, в том числе и страны Средней Азии, оказались в фокусе внимания внешних сил. Интерес к среднеазиатским и центральноазиатским государствам стал проявлять и Ватикан, который ориентируется на достижение долгосрочных отношений. Одним из государств, к которому было направлено повышенное внимание со стороны Ватикана, стал Таджикистан. Эта центральноазиатская страна занимает важное географическое положение. К этому государству Ватикан проявил значительный интерес, в основе которого находятся политико-культурные и религиозные факторы. В частности, политический фактор оказал большое влияние на политику Ватикана в отношении Таджикистана. В то же время свою роль сыграли и религиозные причины. Ватикан рассматривает Таджикистан в качестве важной составляющей в формировании религиозной общности в Средней Азии. На основе системного анализа в статье рассмотрена политика Ватикана в отношении Таджикистана, а также исторические предпосылки данных взаимоотношений, которые развивались последовательно на протяжении длительного времени. Выделены этапы институализации католических структур в Таджикистане. Особое внимание уделяется развитию таджикско-ватиканских отношений в последние годы. Сделан вывод, что Ватикан рассчитывает и дальше расширять своё присутствие в данной среднеазиатской стране, используя различные механизмы для продвижения своих интересов. Политика Ватикана укладывается в общий тренд внерегиональных акторов, которые заинтересованы в расширении своего влияния в странах Средней и, шире, Центральной Азии.
В статье рассматривается стратегия внешнеполитического присутствия Римско-католической церкви на примере Католической миссии в Монголии. Исследование охватывает историческую ретроспективу — от дипломатических инициатив XIII века до создания Апостольской префектуры в начале XXI века, а также анализирует влияние международной конкуренции ведущих держав на религиозную политику региона. Особое внимание уделяется апостольскому визиту папы Франциска в 2023 году, направленному на укрепление морального авторитета Ватикана и расширение его позиций в Азии. Показано, как Римско-католическая церковь адаптируется к религиозной и культурной специфике Монголии, выстраивая диалог с буддистским большинством и осваивая социальные ниши. Учитывается специфика монгольского дискурса «цивилизационной безопасности», в котором доминирует идея сохранения буддистской идентичности как основы национального единства. В этом контексте деятельность Ватикана приобретает тонко сбалансированный характер, сочетающий миссионерские, гуманитарные и дипломатические задачи. В контексте межцивилизационного взаимодействия Монголия анализируется как символическое пространство, в котором религиозные структуры становятся посредниками транснациональной коммуникации. Значительная часть статьи посвящена механизмам переосмысления исторического прошлого: фигура Чингисхана, идея «Pax mongolica» и опыт дипломатии XIII века используются Ватиканом для легитимации универсалистской повестки — справедливости, экологической устойчивости и межрелигиозного согласия. Делается вывод, что католицизм в Монголии выполняет не только религиозную, но и дипломатическую функцию, выступая инструментом продвижения глобальных инициатив Ватикана в условиях современной геополитической конкуренции.
В статье анализируются основные аспекты истории формирования и развития Католической миссии в Афганистане. В статье показано, что образование католической часовни было тесно связано с процессами развития афгано-итальянских отношений и технической модернизации страны при Аманулла-хане и Захир-шахе в XX веке. В статье выявлены и охарактеризованы ключевые даты формирования зданий посольства Италии и католической часовни в Кабуле, восстановлена деятельность капелланов с 1933 года из ордена барнабитов, которым была поручена миссия в Афганистане. Показано, что Католическая миссия в стране останавливала свою работу в период просоветского режима НДПА (1979–1989), в первый период правления движения «Талибан» (1996–2001), а также после 15 августа 2021 года, но это не привело к её изгнанию из Афганистана. Автор статьи приходит к выводу, что активность Католической миссии ограничивалась благотворительной и гуманитарной деятельностью среди афганского населения. Духовные и пастырские обязанности капелланы осуществляли с иностранцами-католиками, любые формы прозелитизма были запрещены с момента основания Католической миссии.
Статья посвящена анализу истории, институционального развития и перспектив дипломатического сотрудничества Папского престола с Кыргызской Республикой в контексте религиозной и геополитической трансформации региона после распада СССР. Актуальность исследования обусловлена сложной религиозной ситуацией в Кыргызстане, усилением влияния внешних акторов и необходимостью оценки роли Римско-католической церкви как глобального института в условиях межрелигиозного и межкультурного диалога. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении исторического наследия христианства в Кыргызстане, современного состояния католических общин в стране, а также дипломатической и гуманитарной деятельности Ватикана.
В ходе исследования использован историко-аналитический метод, опирающийся на архивные данные, статистические сведения и анализ религиозно-политической динамики. Проведён обзор исторического развития христианства в Кыргызстане, этапов институционализации Римско-католической церкви в постсоветский период, а также современных дипломатических инициатив Папского престола, включая налаживание двустороннего сотрудничества. Коллектив авторов приходит к выводу, что, несмотря на малочисленность католических общин, Папский престол играет важную роль как фактор стабильности, межрелигиозного диалога и гуманитарного сотрудничества. Ватикан демонстрирует способность адаптироваться к региональным вызовам через стратегию диалога, развитие дипломатии и социальные проекты. Будущее католичества в Кыргызской Республике зависит от политической воли, межконфессионального взаимодействия и способности Римско-католической церкви балансировать между духовной миссией, геополитическими и региональными реалиями. Полученные выводы имеют важное значение для понимания роли религиозных институтов в формировании общественно-политической стабильности и культурного многообразия Евразийского пространства. Исследование способствует расширению знаний о религиозной дипломатии и межконфессиональном сотрудничестве в условиях трансформаций постсоветского региона.
ISSN 2949-2424 (Online)

















