Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск
№ 2 (2025)
Скачать выпуск PDF
11-27 28
Аннотация

Рассмотренная в статье проблематика современного образования показывает необходимость обращения к традиционной христианской аксиологии. Прагматизация и гуманизм как основные направления современной цивилизации приводят к «обессловесиванию» человеческой природы и бытия. В то же время сфера новых технологий стала для многих новой религией, заменяющей прежнюю «квазиверу» в прогресс. В результате индустриализации и механизации жизни и системы образования волевое начало в человеке деградирует, развивается стремление к комфорту и власти, что приводит к деменции и дезактуализации личностности, развитию тоталитаризма и кастовости. Мы должны задуматься, сможем ли мы сказать своё слово в регулировании этих вопросов не деньгами, не чьей-то идеологией, а духовными жизненными принципами?

В решении этих проблем важна разница восточного православного и западного ответов на вопрос о развитии и путях системы образования. Православной аксиологии свойственны христоцентризм, иерархичность и высший приоритет ипостаси. Богочеловек Христос является устроителем иерархии нового человечества. Нетварные божественные энергии присутствуют в иерархии человека, и приобщение им возможно только через ипостась. В формировании системы образования важно также осмысление понятия «знание», которое не природно, но ипостасно-природно.

В процессе раскрытия христианской восточной аксиологии важно показать сочетание теоретической деятельности с практикой, поэтому в воспитании велика роль исторических героев и святых далёкого и близкого нам времени. Исходя из конкретных примеров их судеб и нравственности, мы можем показывать глубинную связь современной жизни с духовностью и верой.

Христианская педагогика восточного образца позволяет расширить современную образовательную перспективу и открывает возможность избежать самозамыкания когнитивных процессов в гиперинформационный век, возвысить человека над квазицелевыми образовательными установками и выстроить образовательный процесс на базе лично-ценностного иерархического подхода. В этом ей помогает святоотеческая антропология и вся система христианских духовно-нравственных ценностей, лежащая в её основе.

28-57 21
Аннотация

В статье рассматриваются методологические и цивилизационно-антропологические основания формирования суверенной модели российского образования. Акцентируется внимание на необходимости отказа от заимствований западных образовательных подходов, неадекватных российской духовной и культурной традиции. В качестве альтернативы предлагается возврат к традиционным духовно-нравственным ценностям и к отечественной педагогической модели, выстроенной на принципах православной антропологии, идее преображения личности и коллективного воспитания.

Центральной идеей выступает рассмотрение образования как механизма цивилизационного воспроизводства, неотделимого от трансляции идентичности и ценностей. Особое внимание уделяется понятиям добра и зла, определяющих матрицу воспитательной деятельности. Подчёркивается, что суверенная система образования — это не просто технологический институт, а аксиологически защищённая структура, способная обеспечить историческое и духовное воспроизводство цивилизации.

58-81 25
Аннотация

Статья посвящена анализу содержания понятия «традиционные ценности» и их практического воплощения в современной социально-политической жизни. На сегодняшний день в рамках системы политического управления наблюдается активная работа по созданию различных институтов, направленных на реализацию Указа Президента РФ № 809, конкретизацию содержания изложенных в нём понятий традиционных ценностей. Сам автор раскрывает содержание понятия «традиционные ценности» через идеи православия, отмечая, что все прочие попытки определения ценностей представляют собой уход от контекста исторического развития России и православной этики как его основы. Ключевым концептом православной идеологической мысли, который должен быть отражён в системе государственного управления, предстаёт идея человеческого достоинства как высшей ценности. При этом путём анализа российского законодательства в статье демонстрируется столкновение между существующими в нём идеями либерального учения о жизни и человеке и православными взглядами на него, выражающееся в противопоставлении понятий «права» и «достоинства». Именно признание православия как ценностной основы российской традиции и российского «общества будущего» означает реальный отказ от идеологической мысли западного либерализма. Автор делает вывод, что развитие российского общества в системе традиционных ценностей возможно только при условии ухода от либерального понятия «права» и возврате к христианскому понятию «достоинства», которое, будучи основой человеческого существования, должно стать некой «призмой» для всей системы государственного управления. В свою очередь, в статье подчёркивается, что построение российского общества, объединённого единой системой традиционных ценностей, основанных на идеях православной мысли, является задачей подрастающего поколения. Вместе с тем, как отмечает автор, реализация данной задачи молодым поколением возможна только при условии, что именно традиционное православное понимание человека как образа и подобия Божия, воплощённого в человеческом достоинстве, будет восприниматься этим поколением как естественная и единственно возможная основа общественной и государственной жизни. Современная же система образования в России исключает понятие об Истине, представляя любые жизненные аспекты в формате относительности. Поэтому этот вопрос должен быть поставлен во главу угла современного российского образования. Именно эта цель должна стать главным ориентиром для нынешних внутриполитических решений.

82-97 23
Аннотация

Статья посвящена анализу концептуальных элементов методологических идей в наследии К. Д. Ушинского, важных, по мнению авторов, для разработки социально-гуманитарного ядра российского образования. Это представляется важным в контексте становления новой парадигмы высшего образования в России, формирующейся в ходе реформы, направленной на минимизацию издержек Болонской системы и поиск национальной модели. Актуальность исследования обусловлена стратегической важностью реформы (запущенной Указами Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 и № 343 от 12.05.2023, посланием Федеральному Собранию 2023 года), требующей методологического обоснования синтеза лучших практик советского периода, современных запросов экономики и социума, а также традиционных духовно-нравственных ценностей.

В статье проводится анализ нормативно-правовых документов и официальных публичных выступлений в контексте ключевых идей К. Д. Ушинского (принцип народности, антропологический подход, роль семьи), а также богословский и педагогический анализ онтологических и аксиологических оснований его системы, в частности её теологических оснований; контекстуальный анализ для демонстрации преемственности идей Ушинского в современной образовательной политике и культурном пространстве.

Показано, что современная реформа российского образования, которая ориентирована на гибкость, фундаментализацию и увязывание экономических запросов с личностными траекториями, испытывает дефицит ценностно-мировоззренческого обоснования. Педагогическая система К. Д. Ушинского, основанная на антропологическом подходе («узнать человека во всех отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях»), принципе народности («соответствие воспитания историческим и культурным особенностям народа») и признании семьи аксиологической основой нравственного и интеллектуального развития личности («первая школа нравственности»), предоставляет необходимый методологический фундамент. Идеи К. Д. Ушинского органично включают православное мировоззрение как культурный код, транслируемый через «проживание» традиции, а не дидактику, что особенно актуально для формирования социально-гуманитарного ядра современного образования. Синтез педагогики Ушинского с принципами православной антропологии создаёт альтернативу технократизму и обеспечивает культурный суверенитет, где нравственная целостность педагога выступает ключевым императивом.

Полученные выводы имеют практическую значимость для формирования универсального социально-гуманитарного ядра современного образования. Теоретическая значимость заключается в обосновании необходимости интеграции историко-педагогического наследия (в частности, онтологически целостной модели К. Д. Ушинского) и традиционных духовно-нравственных ценностей в методологию современной образовательной политики России, обеспечивая её устойчивость перед современными вызовами ценностного релятивизма. Исследование подтверждает, что подлинное образование есть целостное формирование личности, требующее от педагога роли «живого моста» между традицией и новациями.

98-107 93
Аннотация

Cтатья посвящена наследию святителя Филарета (Дроздова). На основании высказываний, взятых из проповедей, мнений, отзывов и писем митрополита Филарета, которые затрагивают темы истоков государственности и устройства общественной жизни страны, раскрываются особенности его взглядов на отношения между Церковью и государством. В статье анализируется круг идей, связанный с его учением об устроении земного государства по образу Царства Небесного. Отмечается, что взгляды митрополита на церковно-государственные отношения основываются на представлении о государстве как части замысла Божия в человеческом обществе. Несмотря на то что Церковь и государство имеют разную природу и происхождение, а формы их взаимоотношений непрерывно развиваются в историческом контексте, святитель определяет их общие цели, придавая большое значение роли земного града в подготовке граждан Царства Небесного. Московский митрополит указывает на связь между политической стабильностью государства и нравственным уровнем его граждан. В статье акцентируется внимание на том, что в этих условиях Церковь выступает в качестве носителя духовно-нравственных ценностей. Наследие святителя представляет интерес с точки зрения политической аксиологии в части более глубокого осмысления положений 809-го Указа Президента России, конкретизирующего понятие «традиционные ценности». К ним 809-й Указ относит нравственные ориентиры, передаваемые от поколения к поколению, которые формируют мировоззрение граждан России и образуют фундамент общероссийской идентичности.

108-123 31
Аннотация

В статье рассматривается роль России как удерживающего (κατέχων), как силы, которая препятствует появлению Антихриста и установлению мирового антихристианского порядка. Показывается связь концепции катехона (удерживающего) с идеей Третьего Рима как «царства правды». Рассматривается роль России в удержании мирового православия как с военно-государственной, так и с церковной точки зрения. Предлагается ряд мер, которые позволят России сохранять роль Удерживающего. Среди них — тимократия (τιμοκρατία) — господство духовнонравственных ценностей, направленное на устранение финансовой олигархии и выдвижение по заслугам нравственного характера. Далее — нравственный контроль общества над государством и нравственный контроль государства над обществом. Затем — легальность власти, уничтожение теневых структур и восстановление традиционной государственности во всей её полноте. Кроме того — всенародное право на средства производства, на землю и недра, неприкосновенность личной собственности и недопустимость частной собственности на средства производства, на ресурсы. Помимо этого — уничтожение деструктивной компрадорской олигархии и создание того промышленного слоя, который будет трудиться на благо России, а не международных финансовых структур. Также — искоренение коррупции и порождающих её причин, очищение отечественной культуры и общественных средств массовой информации от деструктивных и безнравственных текстов, понятий, образов и увольнение порождающих их личностей. Далее — господство десяти заповедей в общественном сознании, первенство православия при уважении и терпимости к другим традиционным религиям, первенство воспитания над образованием, воспитания человека нравственного и совестливого над профессионалом, поскольку нравственность подразумевает также совестливое отношение к профессиональному росту, сведение к минимуму зазора между моралью и правом. Что мы можем и должны предложить миру, чтобы действительно быть Удерживающим во всей силе и полноте? Первое — это правоприменительная практика. В целом — переход от ортодоксии (православия, правомыслия) к ортопраксии (правильному действию).

124-139 21
Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки методологии новых учебников по гуманитарным дисциплинам для школ и вузов России с учётом роста внимания общества к вопросам воспитания и укрепления традиционных ценностей. Цель статьи — сформулировать собственную ценностно-культурологическую модель, которая позволяет создать учебник, ориентированный на воспитание патриотизма и фундаментальных для России духовных ценностей. Актуальность исследования связана с традиционалистским поворотом во внутренней жизни России и с поиском выхода из рамок позднего либерализма и секуляризма в образовательной политике. Новизна поставленной проблемы — в указании на важность методологии новых гуманитарных учебников в России в противовес дискуссиям о форме подачи материала. В исследовании были проанализированы принципы подготовки отечественных учебников в постсоветские 1990-е годы, использующие подходы западных социальных наук, показаны их особенности и отдельные негативные черты, схематически продемонстрирована их методологическая модель. Также была выдвинута ценностнокультурологическая модель, ориентированная на объяснение всех аспектов жизни народа через роль фундаментальных для этой культуры ценностей. Автор приходит к выводу, что в гуманитарных дисциплинах продолжает доминировать подход, при котором ценности подчинены социальным обстоятельствам, которые в свою очередь вытекают из действия социальных законов; это ведёт к тому, что добро и зло определяют те силы, кто получает финансово-политическую возможность влиять на социальные обстоятельства, воссоздавая секулярную и колониалистскую версию принципа «чья власть, того и вера», а традиционные ценности не могут быть аргументом в определении законов и бытия народа. В ценностно-культурологической модели предложен противоположный взгляд на историю культуры, в которой именно фундаментальные ценности в жизни народов предшествуют их социальным институтам и определяют их, что открывает возможности использовать традиционные ценности в качестве аргумента при определении путей социально-политического развития. Результаты исследования помогут вытеснить методологическую зависимость гуманитарного знания от западных ценностных моделей в сфере отечественного образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)