Как написать учебник для школы и вуза на основе традиционных ценностей
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-124-139
Аннотация
Статья посвящена проблеме разработки методологии новых учебников по гуманитарным дисциплинам для школ и вузов России с учётом роста внимания общества к вопросам воспитания и укрепления традиционных ценностей. Цель статьи — сформулировать собственную ценностно-культурологическую модель, которая позволяет создать учебник, ориентированный на воспитание патриотизма и фундаментальных для России духовных ценностей. Актуальность исследования связана с традиционалистским поворотом во внутренней жизни России и с поиском выхода из рамок позднего либерализма и секуляризма в образовательной политике. Новизна поставленной проблемы — в указании на важность методологии новых гуманитарных учебников в России в противовес дискуссиям о форме подачи материала. В исследовании были проанализированы принципы подготовки отечественных учебников в постсоветские 1990-е годы, использующие подходы западных социальных наук, показаны их особенности и отдельные негативные черты, схематически продемонстрирована их методологическая модель. Также была выдвинута ценностнокультурологическая модель, ориентированная на объяснение всех аспектов жизни народа через роль фундаментальных для этой культуры ценностей. Автор приходит к выводу, что в гуманитарных дисциплинах продолжает доминировать подход, при котором ценности подчинены социальным обстоятельствам, которые в свою очередь вытекают из действия социальных законов; это ведёт к тому, что добро и зло определяют те силы, кто получает финансово-политическую возможность влиять на социальные обстоятельства, воссоздавая секулярную и колониалистскую версию принципа «чья власть, того и вера», а традиционные ценности не могут быть аргументом в определении законов и бытия народа. В ценностно-культурологической модели предложен противоположный взгляд на историю культуры, в которой именно фундаментальные ценности в жизни народов предшествуют их социальным институтам и определяют их, что открывает возможности использовать традиционные ценности в качестве аргумента при определении путей социально-политического развития. Результаты исследования помогут вытеснить методологическую зависимость гуманитарного знания от западных ценностных моделей в сфере отечественного образования.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ЩипковРоссия
Василий Александрович Щипков — доктор философских наук, доцент кафедры международной журналистики МГИМО МИД России, директор Русской экспертной школы.
119454, Москва, просп. Вернадского, 76
Список литературы
1. Миронов В. В., Щипков Н. А. Гуманитарная наука переходного периода: как создавалась кафедра истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ. Беседа Н. А. Щипкова с деканом философского факультета МГУ В. В. Мироновым // Вопросы философии. — 2021. — № 2. — С. 7–18.
2. Тростников В. Н. Мысли перед рассветом. — Париж : YMCA-Press, 1980. — 360 с.
3. Щипков В. А. Диалектический рационализм Макса Вебера и проблема оснований общественных наук // Полис. Политические исследования. — 2021. — № 1. — С. 142–156.
Рецензия
Для цитирования:
Щипков В.А. Как написать учебник для школы и вуза на основе традиционных ценностей. Ортодоксия. 2025;(2):124-139. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-124-139
For citation:
Shchipkov V.A. How to Write a Textbook for Schools and Universities Based on Traditional Values. Orthodoxia. 2025;(2):124-139. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-124-139

















