Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Богословские и исторические аспекты эпистолярного наследия Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева)

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-2-38-67

Аннотация

Статья знакомит с личностью и эпистолярным наследием схиигумена Иоанна (Алексеева), подвизавшегося в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1901–1958 годах. После революции территория, на которой находился монастырь, отошла к независимой Финляндии. Таким образом, старец прожил бóльшую часть жизни в отрыве от Родины. В 1939– 1940 годах во время зимней советско-финской войны братство эвакуировалось вглубь Финляндии, где основало Новый Валаам. С 1945 по 1957 год монастырь находился в двойном подчинении, административно — Финляндскому Церковному управлению, а канонически — Московской Патриархии. С 1938 года схиигумен Иоанн выполнял обязанности духовника обители и окормлял русскоязычных паломников. В монастыре на Новом Валааме подвижник стал широко известен как опытный духовный наставник. Его духовными чадами были священники и миряне, бывшие придворные Императорского Двора, представители артистической богемы и простые люди. Многие получили от него духовную помощь благодаря переписке, которая со временем была опубликована. В 1956 году на Новом Валааме вышел сборник писем на русском языке. В 1961–1963 годах письма были опубликованы в эмигрантском журнале «Вечное», издававшемся во Франции. В СССР письма старца стали известны в 1958 году в виде самиздата, их перепечатывали на машинке. В 1985 году часть писем была представлена в «Журнале Московской Патриархии». Сборник неоднократно переиздавался и переводился на другие языки. В России с 2000 года сборник писем Валаамского старца издаётся практически ежегодно, став в своём роде «настольной книгой современного христианина». У схиигумена Иоанна не было задачи выстраивать логически выверенную богословскую систему, его служение было душепопечением о страждущих. При раскрытии основных вероучительных истин он опирался на евангельское и святоотеческое учение. Его богословие было не интеллектуальной дисциплиной, не теорией устройства мира, а опытным богообщением, основанным на личном опыте преображения. В письмах он также иногда касался проблем тогдашней церковной жизни и политики. В статье выделены и проанализированы основные богословские и исторические аспекты эпистолярного наследия Валаамского подвижника.

Об авторе

Т. И. Шевченко
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Шевченко Татьяна Ивановна — кандидат богословия, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви

115184, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23 б



Список литературы

1. «Молитва — главное дело в духовной жизни…»: Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Жизнеописание, воспоминания, письма / авт.-сост. Т. И . Шевченко. — М. : ПКПЦ Свет Валаама; Пробел-2000, 2015. — 256 с.

2. Дергачёв С. М ., прот. Нравственные императивы духовного чтения // Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре : сб. материалов IX межд. молодёжного форума 21 мая 2021 г. / отв. ред. Е. В . С афронова. — Белгород : БелГУ: НИУ «БелГУ», 2021. — С. 119–130.

3. Иоанн (Алексеев), схиигум. «Загляни в своё сердце»: Жизнеописание. Письма Валаамского старца / сост. иерод. Онуфрий (Маханов). — М. : Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского; Приход храма Св. Духа сошествия, 2003. — 415 с.

4. Иоанн (Алексеев), схиигум. Жизнеописание. Письма Валаамского старца. — М. : Изд-во ООО «Форма Т», 2007. — 384 с.

5. Иоанн (Алексеев), схиигум. О молитве и духовной жизни мирян // Журнал Московской Патриархии. — 1985. — № 9. — С. 31–34.

6. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма Валаамского старца. — М., 1991. — 96 с.

7. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма Валаамского старца. — Хельсинки : О-во «Друзья Валаама», 1984. — 105 с.

8. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма Валаамского старца: 1939– 1956 гг. — Новый Валаам, 1956. — 101 с.

9. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма о духовной жизни / cост. В. Дегтерёв. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2014. — 656 с.

10. Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма старца // Север. — 1991. — № 9. — С. 89–93.

11. Иоанн (Алексеев), схиигум. Советы Валаамского старца. — Рига, 1991. — 31 с.

12. Коллиандер Сергий, прот. О причислении двух подвижников веры и благочестия с именем «Иоанн» к лику святых Финляндской Православной Церкви: пр. Иоанн Валаамский (†1958) и мч. и исп. Иоанн из Иломантси (†1918) // VII Валаамские образовательные чтения «”Богоизбранная обитель”: к 30-летию возрождения монашеской жизни на Валааме» : мат-лы межд. конф. 17–19 мая 2019 г. Валаам. — М. : ПКПЦ Свет Валаама; «Перо», 2020. — С. 219–232.

13. Коллиандер Сергий, свящ. Монахи Старого Валаама — спутники моей жизни // «Молитва — главное дело в духовной жизни»: Вала-амский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) / авт.-сост. Т. И . Шевченко. — М. : ПКПЦ Свет Валаама, Пробел-2000, 2015. — С. 75–84.

14. Лудищев Д. В . Е питимья в пастырской практике // Сретенский сборник. — 2017. — № 7–8. — С. 71–124.

15. Носители духа святителя Игнатия: из наставлений игумена Никона (Воробьёва), схиигумена Иоанна (Алексеева), игумении Арсении (Серебряковой), схимонахини Ардалионы (Игнатовой) / сост. игум. Игнатий (Душеин), А. И . О сипов. — М. : «Форма Т», 2009. — 318 с.

16. Носители духа: наставления о духовной жизни / сост. игум. Игнатий (Душеин), А. И . О сипов. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 526 с.

17. Пантелеимон (Сархо), архим. Отец Иоанн: жизнь Валаамского старца (1873–1958). — СПб. : МГП «Поликом», 1992. — 96 с.

18. Проскуряков А. Ю. В алаамский старец, схиигумен Иоанн и его эпистолярное наследие // Вестник Оренбургской духовной семинарии. —2014. — № 2 (2). — С. 183–187.

19. Смолина А. Н . Духовный эпистолярий русского православного монашества ХХ — начала XXI в.: типология жанровых форм, их риторико-стилистическая организация, речевой этикет : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Красноярск, 2021. — 54 с.

20. Смолина А. Н . И нтертекстуальные включения в русской духовной эпистолярной коммуникации: типология, функции, контекст // Научный диалог. — 2022. — Т. 11. — Вып. 2. — С. 122–139.

21. Смолина А. Н . И сихастская идея обожения и её репрезентация в духовном эпистолярии русского православного монашества ХХ в. // Научный диалог. — 2019. — № 5. — С. 139–153.

22. Смолина А. Н . Р ечевой жанр утешение в эпистолярном церковно-религиозном общении (на материале писем русских церковных писателей-монахов XX века) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2018. — № 2 (32). — С. 36–42.

23. Сойни Е. Г. В заимопроникновение русской и финской литературы в первой половине XX в. — М. : Издательский дом ЯСК, 2017. — 453 с.

24. Третьяков С. В . Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря схиигумен Иоанн (Алексеев) и его духовное наследие // Православный христианин. — 2010. — № 2. — С. 21–28.

25. Шмелёв И. С. Старый Валаам. — М. : Образ, 2011. — 128 с.

26. Шор Т. «О, дивный остров Валаам!»: паломничество на Валаам в русской литературе и публицистике Эстонии в 1930-е гг. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia XII: Мифология культурного пространства: К 80-летию Сергея Геннадиевича Исакова. — Тарту : Tartu Ülikooli Kirjastus, 2011. — С. 121–145.

27. Янсон М. А . Валаамские старцы. — М. : Валаамский монастырь, 1994. — 64 с.

28. Christ in Our Midst: Letters From a Russian Monk. — New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. — 152 р.


Рецензия

Для цитирования:


Шевченко Т.И. Богословские и исторические аспекты эпистолярного наследия Валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева). Ортодоксия. 2023;(2):38-67. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-2-38-67

For citation:


Shevchenko T.I. Theological and Historical Aspects of the Epistolary Legacy of Schema-hegumen Ioann (Alekseev), St. Ioann of Valaam, the Valaam Elder. Orthodoxia. 2023;(2):38-67. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-2-38-67

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)