Ватикан и богословие мировой периферии
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-3-11-23
Аннотация
Предметом статьи является дипломатическая деятельность Ватикана в евразийской и азиатской зонах, на территории, в которую входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Афганистан и Монголия. Эта активность Ватикана говорит о переориентации Католической Церкви в направлении Глобального Юга и связана с тем, что на фоне процесса медленной и постепенной децентрализации мира началась борьба за Глобальный Юг, которая в случае успеха глобалистских сил может замедлить процесс перехода к многополярности. Важным пунктом политики Ватикана в Азии является неоэкологизм, связанный с понятием «интегральная экология» и идеалом «христианского лево-зелёного государства», а также пониманием планеты как «единого живого организма». Это оккультно-эзотерический неоглобализм либерального толка. С другой стороны, Ватикан наращивает культурный диалог и партнёрство со странами мировой «периферии». Анализ азиатской стратегии Ватикана позволяет увидеть переплетение двух встречных процессов: политизации религии и религиозной трансформации политики. Усилия Ватикана в полной мере вписаны в контекст глобальной политики. Глобализм же всё чаще говорит «от имени» периферии. Успех переориентации на периферию позволил бы Западу использовать часть политического ресурса Глобального Юга для контроля над Европой, противостояния с Россией и, возможно, с Китаем. В глобальном контексте католический прозелитизм сегодня, как и прежде, выступает в роли «мягкой силы» вестернизации и продвижения европейских ценностей.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ЩипковРоссия
Щипков Александр Владимирович — политический философ, доктор политических наук, ректор РПУ св. Иоанна Богослова, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
127051, Москва, Крапивенский пер. 4
Список литературы
1. Баташов В. А. Франциск — папа Глобального Юга: миссионерство на периферии // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 96–109.
2. Джоробекова А. Э., Рахимов К. К., Ларионов К. А. Ватикан и Кыргызская Республика: история, институциональное развитие и перспективы двустороннего сотрудничества // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 188–203.
3. Дьяченко Н. В. Католическая Церковь в современной Монголии // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 152–173.
4. Жильцов С. С. Таджикистан в политике Ватикана: основные направления // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 138–151.
5. Михалёв А. В. Дипломатия Ватикана в современной Центральной Азии: борьба за лидерство на Глобальном Юге? // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 24–41.
6. Николаев Н. П. Ватикан и климатическая политика // Ортодоксия. — 2025. — № 3. — С. 42–59.
7. Щипков В. А. Генеалогия секулярного дискурса. — М. : Изд-во «МГИМО-Университет», 2024. — 755 с.
Рецензия
Для цитирования:
Щипков А.В. Ватикан и богословие мировой периферии. Ортодоксия. 2025;(3):11-23. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-3-11-23
For citation:
Shchipkov A.V. The Vatican and the Theology of the World’s Periphery. Orthodoxia. 2025;(3):11-23. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-3-11-23

















