О классическом консерватизме и о консерватизме советском: сходства и различия. (Очерки консервативной мысли в СССР)
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-12-24
Аннотация
В статье предпринимается попытка дать определение консерватизма. Цельный консерватизм предполагает монархию и сословное устройство общества, господство религии, идеалистическую, платоническую философию, преимущественно аграрную экономику, ориентацию на античные образцы, на классику и классицизм в искусстве. Консерватизм возникает в конце XVIII — XIX веке как реакция на буржуазные революции (прежде всего — Великую Французскую революцию), разрушившие традиционные общества Запада и создавшие модернистскую цивилизацию. Консерватор отличается от традиционалиста и «консервативного революционера» тем, что он не призывает к «революции против современного мира», он стремится сохранить традиционное, имеющееся в актуальном обществе. На первый взгляд советское общество с его культом прогресса и антитрадиционным мировоззрением не оставляло возможности для существования консерватизма. Но, во-первых, авторитарные моменты наличествовали в самом большевизме, и, во-вторых, русские крестьяне и спецы-национал-большевики привнесли в советский проект элементы традиционной российской культуры. Благодаря этому в СССР стал возможен не только латентный цельный консерватизм (А. Ф. Лосев), но и частичный консерватизм (М. А. Лифшиц и Л. Н. Гумилёв).
Об авторе
Р. Р. ВахитовРоссия
кандидат философских наук, доцент факультета философии и социологии
450076, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Список литературы
1. Абдуллина Л. С. Сущность понятия консерватизм: методологические подходы и функциональные характеристики в политической системе // Вестник Башкирского университета. — 2015. — Т. 20, №3. — С. 1095–1099.
2. Вахитов Р. Р. Критика позитивизма А. Ф. Лосева до и после «тактического союза» с марксизмом // Философ и его время: Материалы Международной научной конференции. К 125-летию со дня рождения А. Ф. Лосева, Москва, 17–20 октября 2018 года / сост. Е. А. Тахо-Годи. — М. : ООО «МАКС Пресс», 2019. — С. 392–402.
3. Вернадский Г. В. Ленин — красный диктатор. — М. : Аграф, 2000. — 320 с.
4. Гетти А. Практика сталинизма: Большевики, бояре и неумирающая традиция. — М. : РОССПЭН, 2016. — 377 с.
5. Григорьев Е. В. «Проблемы определения консерватизма» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2009. — № 3(6). — С. 5–17.
6. Камнев В. М., Камнева Л. С. Феномен советского консерватизма: историософское обоснование // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. — 2019. — Т. 35, №1. — С. 43–55.
7. Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. — Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2011. — 560 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вахитов Р.Р. О классическом консерватизме и о консерватизме советском: сходства и различия. (Очерки консервативной мысли в СССР). Ортодоксия. 2022;(4):12-24. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-12-24
For citation:
Vakhitov R.R. About Classical Conservatism and Soviet Conservatism: Similarities and Differences. (Essays on the Conservative Thought in the USSR). Orthodoxia. 2022;(4):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-12-24