Политические доктрины неоязычников: от общины равных к государству избранных
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-199-230
Аннотация
С момента возникновения феномена советского (в дальнейшем — российского) нового язычества идеологи движения взяли курс на разработку собственных политических программ, утопических проекций, направленных на функционирование нативистских религиозных групп в реалиях враждебного/ нейтрального окружения и содержащих планы «максимум» — введение язычества в ранг государственного мировоззрения и даже полного переустройства Российской Федерации в новое теократическое государство во главе с оформленной кастой служителей культа: жреческо-волховским «сословием». Цель предлагаемой статьи заключается в рассмотрении центральных политических концепций лидеров русского языческого движения последней трети XX — первой трети XXI века. В качестве биографического примера языческого политического развития выступает опыт Доброслава (А. А. Добровольского), заложившего основы мировоззрения на десятилетия вперёд. Концепция Доброслава получила определённое развитие, подверглась трансформации в исканиях волхва Велимира (Н. Н. Сперанского) и последующих идеологов отечественного религиозного нативизма. В результате исследования автор статьи приходит к выводу о непрерывности неоязыческой политической доктрины, постоянности центральных страт, включающих организацию «своего» пространства в форме самоуправляемых (вечевых) сообществ, независимых от «внешнего мира» и нацеленных на постепенное расширение влияния вплоть до полного захвата власти, достигаемого или через укрепление и развитие диаспоральных языческих групп (эволюционный: «мирный» вариант), или через насильственное свержение существующего государственного института («военный» переворот); выстраивание этнической иерархической системы, подчинённой теократическим вождям — языческим лидерам нации; укрепление контактов с представителями коренных народов РФ — носителей доавраамических верований и «единоверцами» из зарубежья. В мировоззренческом плане наблюдается значительное влияние эсхатологических воззрений и теории заговора; неприятие официальной науки, политических и экономических систем и ставка на авторские конструкты лидеров общин, отдельных идеологов неоязыческого сообщества. Следует отметить, что указанный «набор» неоязыческих констант подвержен модернизации с учётом актуальных (злободневных) тенденций развития политической системы в России и мире в целом.
Ключевые слова
Об авторе
Р. В. ШиженскийРоссия
кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук
236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, д. 56а
Список литературы
1. Askr Svarte (Нечкасов Е. А.). Чёрное Сатори // Alföðr. Альманах «Всеотец». Вестник языческого традиционализма. — Новосибирск : Svarte Publishing, 2021. — Т. 1. — С. 103–104.
2. Askr Svarte (Нечкасов Е. А.). Интервью итальянскому журналу II Primato Nazionale // Alföðr. Альманах «Всеотец». Вестник языческого традиционализма. — Новосибирск : Svarte Publishing, 2021. — Т. 1. — С. 105–115.
3. Askr Svarte (Нечкасов Е. А.). Наброски языческой геополитики // Alföðr. Альманах «Всеотец». Вестник языческого традиционализма. — Новосибирск : Svarte Publishing, 2021. — Т. 1. — С. 132–152.
4. Беднарчик Т. Р. Неоязыческая религиозность в армии украинской народной Республики в 1917–1923 годах // Colloquium Heptaplomeres. — 2014. — № 1. — С. 110–116.
5. Велимир, Велеслав, Власов. Путь Волхва. — Донецк : Каштан, 2007. — 1258 с.
6. Велимир (Сперанский Н. Н.). Дарна : учение о жизни в природе и обществе. — Троицк : Коляда Вятичей, 2009. — 71 с.
7. Велимир (Сперанский Н. Н.). Нравственная книга: каким родноверу быть и почему. — Троицк : Коляда Вятичей, 2012. — 96 с.
8. Волхв Велимир (Сперанский Н. Н.). Родноверие. — М. : Самотёка, 2012. — 269 с.
9. Диссимиляция и трайбализм // Alföðr. Альманах «Всеотец». Вестник языческого традиционализма. — Новосибирск : Svarte Publishing, 2021. — Т. 1. — С. 123–131.
10. Доброслав (Добровольский А. А.). Волхвы. — Б. м., б. г. (в). — 79 с.
11. Доброслав (Добровольский А. А.). Зачем Природе человеческий мозг? Символика в свете Природоведения. Загадки древнейшей истории. — Б. м., б. г. (а). — 56 с.
12. Доброслав (Добровольский А. А.). Зов Туле. — Б. м. : Хлыновский экспресс, 2006. — 83 с.
13. Доброслав (Добровольский А. А.). Призрак Кудеяра. — Н. Новгород : Allprint, б. г. — 91 с.
14. Емельянов В. Н. Дессионизация. — М. : Русская правда, 2001. — 119 с.
15. Зиньковский М., Герасименко Е. Борьба продолжается. Национал-социализм как он есть. — Харьков : ДИВ, 2008. — 384 с.
16. Ионов М. А., Байкова Е. А. Славянское язычество. Мироздание, общество, обряды. — М. : Амрита-Русь, 2021. — 368 с.
17. Креслав Запечник. Язычество — дом со стариками // Альманах славяно-русской традиции «Вещий». — 2021. — Вып. 1. — С. 213–215.
18. Митрохин Н. А. Русская партия: движение русских националистов в СССР. 1953–1985 годы. — М. : Новое литературное обозрение, 2003. — 624 с.
19. Шиженский Р. В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н. Н. Сперанского). — Н. Новгород : ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина», 2015. — 202 с.
20. Шиженский Р. В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). — Н. Новгород : Поволжье, 2014. — 311 с.
21. Щипанов И. Я. Философия и социология русского народничества. — М. : Изд-во Московского ун-та, 1983. — 279 с.
22. Эльцбахер П. Суть анархизма. — М. : АСТ, 2009. — 351 с.
23. Яромир. Родноверие — ролевая игра с элементами славянского фэнтези // Альманах славяно-русской традиции «Вещий». — 2021. — Вып. 1. — С. 208–212.
Рецензия
Для цитирования:
Шиженский Р.В. Политические доктрины неоязычников: от общины равных к государству избранных. Ортодоксия. 2022;(3):199-230. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-199-230
For citation:
Shizhensky R.V. Political Doctrines of Neo-Pagans: from the Community of Equals to the State of the Selected Fewy. Orthodoxia. 2022;(3):199-230. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-199-230