Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Исторические корни неоязычества

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-125-154

Аннотация

 В статье рассматриваются философские и культурологические предпосылки возникновения неоязычества в Западной Европе на рубеже XIX–XX веков. Последовательно излагается путь от эпохи Возрождения, когда образы языческих богов становятся живописным воплощением передовых гуманистических идей. Они ещё лишены религиозного содержания, но уже являются привычными для западноевропейского образованного населения. В эпоху Просвещения развивается и популяризируется миф о «тёмных веках», который напрямую увязывается в работах философов-просветителей с христианством и христианской культурой. Одновременно в литературе развивается образ «благородного дикаря», воплощённого носителя христианских по своей природе добродетелей, но подчёркнуто лишённого христианского вероисповедания и воспитания. В XIX веке на это накладывается эволюционистская теория возникновения религий, с позиций которой христианство становится лишь одной из форм удовлетворения базовых и универсальных потребностей человека. Также весомый вклад вносит концепция примордиализма, которая рассматривает народ как некую этнокультурную историческую константу. При таком подходе христианство может быть отброшено без какой-либо значимой потери для культуры — ценности и добродетели от этого не пострадают, а народ сохранится как всё то же этнокультурное единство. Подобные идеи становятся философским и культурологическим базисом для появления неоязычества. Толчком к появлению первых неоязыческих организаций становятся потрясения ХХ века. Мировые войны, растущая урбанизация и глобализация рассматриваются многими современниками как неизбежное следствие христианского развития. Для той части западноевропейского общества, что тяготится процессами ХХ века, идея возврата к язычеству становится притягательной альтернативой. В статье также рассматривается путь зарождения и появления неоязычества в России, для которой характерны всё те же философские и культурологические предпосылки, что и для Западной Европы, но с определённым историческим отставанием. Кроме того, важной и яркой отличительной чертой русского неоязычества становится идеологический багаж коммунистической пропаганды. Христианские образы и смыслы русской традиционной культуры либо замалчивались, либо открыто подменялись языческими как более подходящими для задач построения светлого коммунистического будущего. Знание описанных исторических предпосылок позволит лучше понимать как собственно неоязычество, так и многие смежные явления современности.

Об авторе

Ф. В. Бабенко
Российский государственный университет им. А. И. Герцена
Россия

аспирант кафедры истории религии и теологии

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 48



Список литературы

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М. : «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. — 288 с.

2. Антонян Ю. Ю. «Воссоздание» религии: неоязычество в Армении // Laboratorium. Журнал социальных исследований. — 2010. — № 1. — С. 103–128.

3. Бахрушин С. В. К вопросу о крещении Руси // Христианство и Русь: cб. ст. — М. : Наука, 1988. — С. 31–46.

4. Белов А. Сила Богатырская // Наука и религия. — 1989. — № 4. — С. 22–23.

5. Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. — М. : Альпина Паблишер, 2017. — 496 с.

6. Будина О. Р., Шмелёва М. Н. Общественные праздники в современном быту русского городского населения // Советская этнография. — 1979. — № 6. — С. 3–17.

7. Воронин В. Хатха-йога: что мы можем взять из неё? // Наука и жизнь. — 1980. — № 5, 7, 10, 12.

8. Гальцин Д. Д. Церковь Афродиты Глеба Евгеньевича Боткина (1938–1969) // Colloquium heptaplomeres : науч. альманах. — 2014. — № 1. — С. 142–152.

9. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — 1008 с.

10. Грюндер Р. Неоязычество в Германии // Colloquium heptaplomeres : науч. альманах. — 2014. — № 1. — С. 117–125.

11. Данилевский И. Н. Попытки «улучшить» прошлое: «Велесова книга» и псевдоистория // Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб. : Наука, 2004. — С. 109–127.

12. Дмитриев И. С. Упрямый Галилей. — М. : Новое литературное обозрение, 2015. — 848 с.

13. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2012. — Т. 30. — № 3–4. — С. 408–429.

14. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году (по материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. — 2000. — Вып. 1(5). — С. 105–114.

15. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. — М. : Новое литературное обозрение, 2000. — 528 с.

16. Кавыкин О. И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. — М. : Институт Африки РАН, 2007. — 232 с.

17. Кантор Ю. З. Война и мир Михаила Тухачевского. — М. : Огонёк: Время, 2005. — 576 с.

18. Крывелев И. А. Современные обряды и роль этнографической науки в их изучении, формировании и внедрении // Советская этнография. — 1977. — № 5. — С. 36–45.

19. Кутявин Н. А. Традиционализм и модернизм в мировоззрении славянских неоязычников России // Альманах Конференции молодых учёных Института этнологии и антропологии РАН, Москва, 10–12 декабря 2019 года. — М. : Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, 2020. — С. 242–252.

20. Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина и др. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2003. — Ч. 1. — 254 с.

21. Мартинович В. А. Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. — Н. Новгород : федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2016. — С. 161–176.

22. Олар А. Христианство и Французская революция. 1789–1802. — М. : Атеист, 1925. — 98 с.

23. Петрунина О. Е. Православие и неоязычество в современной Греции // Религии мира. История и современность. — 2007. — Т. 2005. — С. 293–298.

24. Пыпин А. Н. Поддельные рукописи Сулакадзева // Подделки рукописей и народных песен. — СПб. : О-во любителей древ. письменности, 1898. — 34 с.

25. Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные. — Л. : Лениздат, 1982. — 159 с.

26. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков: учеб. пособие для филос. фак-тов ун-тов. — М. : Высш. шк., 1984. — 448 с.

27. Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: энцикл. словарь. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2002. — С. 514.

28. Топорков А. Л. «В наших сказаниях не всё то помещено, что известно в селениях» (фольклорные записи из архивного собрания И. П. Сахарова) // Традиционная культура. — 2014. — № 4(56). — С. 140–154.

29. Тревор-Ропер Х. Изобретение традиции: традиция горцев Шотландии // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. — 2015. — № 6(104). — С. 128–145.

30. Фантоли А. Галилей: В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. — М. : МИК, 1999. — 423 с.

31. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. — М. : АСТ, 2007. — 412 с.

32. Шнирельман В. А. Назад к язычеству? Триумфальное шествие неоязычества по просторам Евразии // Неоязычество на просторах Евразии. – М. : ББИ святого апостола Андрея, 2001. — С. 130–169.

33. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. — М. : ИЭА РАН, 1998. — 32 с.

34. Asante M.K., Mazama A. (Eds.). Encyclopedia of Black Studies. — Sage Publications, 2005. — 531 p.

35. Bowman M. “Contemporary Celtic Spirituality” // J. Pearson (ed.). Belief Beyond Boundaries: Wicca, Celtic Spirituality and the New Age. — Milton Keynes : Open University, 2002. — P. 55–101.

36. González Torres, Y. The Revival of Mexican Religions: The Impact of Nativism // Numen: International Review for the History of Religions. — 1996. — 43(1). — P. 1–31.

37. Hutton R. Blood and Mistletoe: The History of the Druids in Britain. — New Haven : Yale University Press, 2009. — P. 125–132.

38. Hutton R. The Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft. Oxford and New York : Oxford University Press, 1999. — 486 p.

39. Feraro S. The Return of Baal to the Holy Land: Canaanite Reconstructionism among Contemporary Israeli Pagans // Nova Religio. — 2016. — 20(2). — P. 59–81.

40. Wells P. S. Barbarians to Angels: The Dark Ages Reconsidered. — W. W. Norton & Company, 2008. — 256 p.


Рецензия

Для цитирования:


Бабенко Ф.В. Исторические корни неоязычества. Ортодоксия. 2022;(3):125-154. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-125-154

For citation:


Babenko F.V. Historical Roots of Neopaganism. Orthodoxia. 2022;(3):125-154. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-125-154

Просмотров: 357


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)