Ложные идентичности и интерпретации язычества в русской истории — между XXI и XII столетиями
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-64-80
Аннотация
Статья посвящена проблеме национальной идентичности и попыткам современных деконструкций данной идентичности. Исследуется такой серьёзный вызов русской и общероссийской идентичности, как неоязычество. Автор считает, что главная опасность заключена в укоренении неоязыческих концептов в дискурсе отечественного музейного, культурного и образовательного сообществ. В статье приводятся примеры успешно защищённых диссертаций, которые, с точки зрения автора, обслуживают идею реальной смены идентичности жителей России, в том числе школьников. Описывается движение современного так называемого мерянского этнофутуризма, пропагандирующего отказ жителей Центральной России от русской идентичности и подмену её некими якобы реально существующими традициями финно-угорского мерянского племенного союза. Данный союз на самом деле исчез почти тысячу лет назад. Автор считает, что современные неоязыческие разработки в значительной степени опираются на реконструкцию славянского язычества, предпринятого исследователями XIX–XX веков. Те же, в свою очередь, выстраивали свои реконструкции на основе ряда письменных памятников прошлого. Аргументируется необходимость подвергнуть такие литературные памятники новым критическим исследованиям на предмет достоверности содержащихся в них сведений о славянском язычестве. Так, исследовательские выводы XIX–XX веков делались на основе древнерусских поучений. Однако поучения древнерусских книжников составлялись авторами, на столетия отстоящими от времени крещения Руси, сформировавшимися в монастырской среде, получившими прогреческое образование, строго ориентированными на византийские риторические образцы. Таково, например, широко известное «Слово об идолах». В итоге эти поучения, с точки зрения автора статьи, не могут дать реальную картину славянского язычества. Показаны причины возникновения ложных псевдоисторических литературных мифов о славянском язычестве в таких исторических памятниках, как Лаврентьевская летопись и «Сказание о построении града Ярославля». Автор считает, что современная активно насаждаемая не только маргиналами, но и представителями культурного и образовательного сообщества неоязыческая идентичность в реальности опирается на литературные мифы, порождённые носителями нерусской идентичности прошлого.
Об авторе
игумен Виталий (И. Н. Уткин)Россия
секретарь Учёного совета; старший преподаватель
153012, Иваново, ул. Марии Рябининой, 29
Список литературы
1. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. — СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1914. — 386 с.
2. Виталий (Уткин И. Н.), игум. К историософским построениям Ю. Ф. Самарина: литературный миф про епископа Ростовского Феодора // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 2. — С. 247– 267.
3. Виталий (Уткин И. Н.), игум. Этнофутуризм, неоязычество и регионализм как политические инструменты // Тетради Русской экспертной школы № 5 : научн. издание. — М. : Русская экспертная школа, 2020. — С. 65–86.
4. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М. : Печатня А. И. Снегирёвой, 1913. — Т. 2. — 308 с.
5. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков : Епархиальная типография, 1916. — Т. 1. — 376 с.
6. Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского : т. 1–2. — СПб. : П. П. Сойкин, 1912. — Т. 1. — 680 с.
7. Зобнина А. О. Язычество славян в культурологическом образовании школьников : автореферат дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2011. — 22 с.
8. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М. : Наука, 1974. — 342 с.
9. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточно-славянского язычества. — СПб. : Евразия, 2004. — 479 с.
10. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле. — Ярославль : Тип. Губ. зем. управы, 1877. — 32 с.
11. Мансикка В. Й. Религия восточных славян. — М. : ИМЛИ РАН, 2005. — 365 [2] с.
12. Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою комиссиею. — СПб. : Издание Археографической комисс., 1846. — Т. 1 : I. II. Лаврентиевская и Троицкая летописи. — 267 с.
13. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М. : Наука, 1981. — 607 с.
14. Самуил (Миславский), митр. Киевский и Галицкий // Русский биографический словарь. — СПб. : Имп. Рус. ист. о-во, 1904. — Т. 18. — С. 178–179.
15. Травкин П. Н. Сакральные представления населения малого города Волго-Клязьминского междуречья XII — н. XIII веков. На примере г. Плёса : дис. … канд. ист. наук. — Иваново, 2003. — 203 с.
16. Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. — 4-е изд., испр. и доп. — Иваново, 2019. — 308 с.
17. Турилов А. А. Михаил (Митяй) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2017. — Т. XLV. Мерри дель Валь — Михаил Парехели. — С. 609–610.
18. Флоря Б. Н., Печников М. В., Преображенский А. С. Дионисий, свт., архиеп. Суздальский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. Димитрий — Дополнения к «Актам историческим». — С. 241–246.
Рецензия
Для цитирования:
Виталий (И. Н. Уткин) и. Ложные идентичности и интерпретации язычества в русской истории — между XXI и XII столетиями. Ортодоксия. 2022;(3):64-80. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-64-80
For citation:
Vitaly (I. N. Utkin) H. False Identities and Interpretations of Paganism in Russian History: Between the 21st and 12th Centuries. Orthodoxia. 2022;(3):64-80. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-64-80