Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Российское неоязычество: организационные и агитационные характеристики

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-41-63

Аннотация

История развития современного язычества в России как проекции альтернативной религиозности, социально-политического и идеологического феномена насчитывает уже несколько десятилетий. Возникнув в конце 1970-х годов в виде проекта одиночки-пассионария А. А. Добровольского, спустя несколько лет язычество приобретает статус общественного института, оформляется в структурированные единицы — общины, союзы и внесистемное сообщество сочувствующих, потенциальных неофитов — культовую среду. За время развития данного нового религиозного движения неоязычество оформилось в целый ряд независимых направлений («родноверие», одинизм, примитивное язычество, друидизм, викку, неошаманизм, неотенгрианство и др.), для каждого были разработаны соответствующие празднично-обрядовые комплексы, мифологии, источниковые базы, созданы институты служителей культа, сакральные языки («новояз») и т. д. В настоящее время мы вправе говорить о завершении создания цельного новоязыческого диаспорального сообщества с претензией на собственную систему воспитания и образования, разработанные проекции новой «правильной» истории, социальных норм и структурных форм, параллельных существующим государственным и общественным институтам Российской Федерации. Цель предлагаемой статьи заключается в рассмотрении важнейших концептов особенностей организации и специфики пропаганды, способствующих успешному функционированию российских вариаций неоязычества. В результате исследования можно констатировать тот факт, что современное российское язычество представляет постоянно обновляющуюся «живую» мировоззренческую систему с развитой идеологией и организационной структурой. Важнейшим элементом неоязычества выступает фигура харизматического идеолога, по своему желанию конструирующего как сам «микромир», так и его положение на иноконфессиональной, внутригосударственной и «международной» арене. Именно лидер сообщества отвечает за разнообразие организационных форм, моделируя последние с учётом внешних факторов, потребностей паствы. Агитационная работа неоязыческой диаспоры включает комплекс разнообразных методов и практик, к которым относится самый широкий спектр средств: специализированная печатная продукция, лекционные курсы, исследовательская деятельность, открытие учебных заведений, религиозная мимикрия, активное освоение медиапространства, международная деятельность.

Об авторе

Р. В. Шиженский
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Россия

кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Института гуманитарных наук

236022, Калининград, ул. Чернышевского, 56 а



Список литературы

1. AskrSvarte. Набросок языческой геополитики // Alföðr. Вестник языческого традиционализма. — Новосибирск : Svarte Aske, 2021. — 202 с.

2. Влх. Велеслав. Вещий Словник: Славления Родных Богов. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2005. — 384 с.

3. Влх. Велимир. Русское язычество и шаманизм. — М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2006. — 608 с.

4. Казаков В. Родноверие в цифрах // Родноверие. — 2019. — № 1 (14). — С. 61–63.

5. Казаков В. С. Навье царство. Книга первая. По ту сторону Яви. — М. : Триумф, 2018. — 410 с.

6. Пепеляева С. В., Шиженский Р. В. Коммуникативные практики в российском религиозном нативизме XXI века // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2021. — № 3 (39). — С. 58–74.

7. Силантьев Р., Стрекалова О. Некроманты наших дней. — М. : Снежный ком М, 2020. — 156 с.

8. Суровегина Е. С. Интервью c В. С. Казаковым // Сolloquiumheptaplomeres: Науч. альманах. Вып. III / сост. А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. — Н. Новгород : Мининский ун-т, 2016. — 127 с.

9. Шиженский Р. В. Вместо рецензии // Современное язычество. Мнения, цифры, проблемы / сост. Е. Нечкасов. — Фонд традиционных религий, 2021. — С. 6–12.

10. Шиженский Р. В. О российской новоязыческой парадигме // Российское язычество XXI века: интервью без масок / ред.-сост. Р. В. Шиженский. — Калининград : БФУ им. И. Канта, 2021. — С. 7–16.

11. Шиженский Р. В. Религиозный нативизм в России «эпохи» ковида // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2021. — № 91. — С. 91–104.

12. Шиженский Р. В. Русский младоязыческий дискурс в пенталогии «Ночь Сварога» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2021. — № 1 (37). – С. 148–161.

13. Шиженский Р. В. Русское язычество XXI в.: идеологи, организации, направления // Социология религии в обществе позднего модерна. — Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский ун-т, 2020. — Т. 9. — С. 104–113.

14. Шиженский Р. В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). — Н. Новгород : Поволжье, 2014. — 311 с.

15. Шиженский Р. В., Жбанников С. В. Архетипы современного славянского язычества (на примере художественного фильма «Сторожевая застава») // Манускрипт. — 2020. — Т. 13, № 1. — С. 184–187.

16. Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. Начало международных контактов русских язычников XXI века: «per aspera ad astra» // Горизонты цивилизации. — 2017. — № 8. — С. 291–309.

17. Шиженский Р. В., Тютина О. С. Проекции институциональной самоидентификации в современном славянском язычестве по данным полевых исследований // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 1–2. — С. 278–282.


Рецензия

Для цитирования:


Шиженский Р.В. Российское неоязычество: организационные и агитационные характеристики. Ортодоксия. 2022;(3):41-63. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-41-63

For citation:


Shizhensky R.V. Russian Neo-Paganism: Organization and Propaganda. Orthodoxia. 2022;(3):41-63. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-41-63

Просмотров: 354


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)