Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Миссия России как удерживающего

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-108-123

Аннотация

В статье рассматривается роль России как удерживающего (κατέχων), как силы, которая препятствует появлению Антихриста и установлению мирового антихристианского порядка. Показывается связь концепции катехона (удерживающего) с идеей Третьего Рима как «царства правды». Рассматривается роль России в удержании мирового православия как с военно-государственной, так и с церковной точки зрения. Предлагается ряд мер, которые позволят России сохранять роль Удерживающего. Среди них — тимократия (τιμοκρατία) — господство духовнонравственных ценностей, направленное на устранение финансовой олигархии и выдвижение по заслугам нравственного характера. Далее — нравственный контроль общества над государством и нравственный контроль государства над обществом. Затем — легальность власти, уничтожение теневых структур и восстановление традиционной государственности во всей её полноте. Кроме того — всенародное право на средства производства, на землю и недра, неприкосновенность личной собственности и недопустимость частной собственности на средства производства, на ресурсы. Помимо этого — уничтожение деструктивной компрадорской олигархии и создание того промышленного слоя, который будет трудиться на благо России, а не международных финансовых структур. Также — искоренение коррупции и порождающих её причин, очищение отечественной культуры и общественных средств массовой информации от деструктивных и безнравственных текстов, понятий, образов и увольнение порождающих их личностей. Далее — господство десяти заповедей в общественном сознании, первенство православия при уважении и терпимости к другим традиционным религиям, первенство воспитания над образованием, воспитания человека нравственного и совестливого над профессионалом, поскольку нравственность подразумевает также совестливое отношение к профессиональному росту, сведение к минимуму зазора между моралью и правом. Что мы можем и должны предложить миру, чтобы действительно быть Удерживающим во всей силе и полноте? Первое — это правоприменительная практика. В целом — переход от ортодоксии (православия, правомыслия) к ортопраксии (правильному действию).

Об авторе

Протодиак Василик В. В.
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Владимир Владимирович Василик — протодиакон, профессор СПбГУ, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СПбГУ



Список литературы

1. Аверинцев С. С. Другой Рим. — СПб. : Амфора, 2005. — 366 с.

2. Василик В. В. Россия и европейский империализм. — СПб. : Алетейя, 2019. — 224 с.

3. Василик В. В. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках. — СПб. : Алетейя, 2016. — 640 с.

4. Зелинский Ф. Ф. Римская Империя. — СПб. : Алетейя, 2000. — 486 с.

5. Иларион (Троицкий), сщмч. Грех против Церкви (Думы о русской интеллигенции) // Творения: в 3 т. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2004. — 320 с.

6. Иоанн Златоуст. Толкование на послания к Фессалоникийцам // Иоанн Златоуст. Творения. — Т. 11. — М., 1991. — 420 с.

7. Ковалёв Б. Н. Немецкая оккупация и коллаборационизм в России. — М. : Аст. Транзит, 2004. — 450 с.

8. Максимович К. А. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: Из опыта работы над проектом // Вестник ПСТГУ. I : Богословие. Философия. — 2007. — Вып. 17. — С. 17–44.

9. Мандельштам О. С. Творения: в 2 т. — Т. 1. Стихотворения. — М., 1990. — 637 с.

10. Филофей, старец. Послания // Библиотека литературы Древней Руси. — Т. 10. — СПб. : Наука, 2005. — С. 150–170.

11. Православный социализм : сб. статей. — СПб. : Алетейя, 2025. — 486 с.

12. Пушкин А. С. О ничтожестве литературы русской // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. — Т. 6. Критика и публицистика — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1962. — С. 407–413.

13. Пушкин А. С. Клеветникам России // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. — Т. 2. Стихотворения. 1822–1836. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1959. — С. 339–340.

14. Сидоров А. И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. — М., 1996. — 349 с.

15. Турилов А. А. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софьянина. — М. : Индрик, 2011. — 448 с.

16. Фроянов И. Я. Октябрь семнадцатого. — СПб., 1997. — 159 с.


Рецензия

Для цитирования:


Василик В. В. П. Миссия России как удерживающего. Ортодоксия. 2025;(2):108-123. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-108-123

For citation:


Vasilik V. V. P. Russia’s Mission as the Restrainer. Orthodoxia. 2025;(2):108-123. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-108-123

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)