Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Лингвистический нацизм

https://doi.org/10.52833/2712-9276-2025-1-136-155

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы языковой политики, которые связаны с доминированием английского языка в мире. Процесс агрессивного распространения английского языка был основан на расовой политике Великобритании и США, начиная с XVIII века. Международная экспансия английского языка, проводившаяся лидерами этих стран в последние 200 лет, привела к дискриминации в языковой сфере других народов и культур. Истоки такой политики — в идеологии, основанной на расовой сегрегации, на превосходстве одной расы над всеми остальными. По аналогии доминирование английского языка как средства коммуникации во всём мире привело к подавлению или уничтожению национальных языков. Такое явление можно назвать лингвистическим нацизмом. По мере расширения зон своего влияния США делали английский язык доминирующим среди колонизируемых народов. Он стал инструментом колониальной политики и стандартом в системе образования. В статье рассматриваются методики преподавания иммигрантам английского языка, начиная с XIX века, которые стали базовыми разработками для дальнейшего распространения по всему миру. Ключевую роль в этом процессе сыграла крупнейшая миссионерская протестантская организация YMCA — Ассоциация христианских молодых людей. Ею был разработан метод обучения английскому языку иммигрантов, основанный на ограничительном подходе, который уничтожает базовые понятия — знание родного языка и национальной культуры. Преподавание иностранных языков в России, начиная с 1990-х годов, было основано на англо-американских методиках, которые внедряли протестантские принципы обучения, основанные на отказе от своего языка и культуры. Такое агрессивное внедрение в обучение западных стандартов привело к обеднению родного языка и во многом утрате учениками традиционных ценностей.

Об авторе

Л. В. Щипкова

Россия

Любовь Васильевна Щипкова — политолог

Москва



Список литературы

1. Абдусаламов М. М. Об истоках и движущих силах глобализации языка (на примере английского языка) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 35, вып. 2. — C. 62–67.

2. Филлипсон Р. Введение в концепцию языкового империализма // Вестник ЧелГУ. Филологические науки. — 2021. — № 4 (450), вып. 124. — С. 143–151.

3. Щипков В. А. Смех, табу и другие гуманитарные технологии. — М. : МГИМО-Университет, 2017. — 240 с.

4. Blair H. Lectures on Rhetoric and Belles Lettres. — Carbondale : Southern Illinois University Press, 2005. — 640 p.

5. Cummings L. The Idiom of Modernity and the Construction of the Native Speaker // Spreading Protestant Modernity: Global Perspectives on the Social Work of the YMCA and YWCA, 1889–1970 / Fischer-Tiné Harald, Huebner Stefan & Tyrrell Ian (Eds). — University of Hawai’i Press, 2020. — 210 p.

6. Curran J. The Power of Biases: Anti-Chinese Attitudes in California’s Gold Mines // Journal of History, Series 2. — 2017. — Vol. 22. — P. 6–20.

7. Kinkead G. Chinatown Portrait of a Closed Society. — New York : Perennial, 1993. — 224 p.

8. Helper Hinton R. The Land of Gold. Reality versus Fiction. — Baltimore : H. Taylor, 1855. — 300 p.

9. Hume D. A Treatise of Human Nature. — Oxford : Clarendon Press, 1896. — 709 p.

10. Mazrui A. A. The World Bank, the language question and the future of African education // Race and Class. — 1997. — № 38 (3). — P. 35–48.

11. Phillipson R. Linguistic imperialism continued. — New York and London : Routledge, 2009. — 288 p.

12. Phillipson R. Linguistic imperialism of and in the European Union // Revisiting the European Union as an empire / Behr H. & Stivachtis J. (Eds.). — London : Routledge, 2016. — P. 134–163.

13. Phillipson R. Linguistic Imperialism. — Oxford : Oxford University Press, 1992. — 365 p.

14. Phillipson R. Native speakers in linguistic imperialism // Journal of Critical Education Policy Studies. — 2016. — Vol. 14, № 3. — P. 80–96.

15. Skutnabb-Kangas T. Multilingualism and the education of minority children // Minority education: from shame to struggle / Skutnabb-Kangas T. & Cummins J. (eds). — Clevedon : Multilingual Matters, 1988. — P. 9–44.

16. Skutnabb-Kangas T., Dunbar R. Indigenous children’s education as linguistic genocide and a crime against humanity? A global view. — Kautokeino : Galdu, Resource Centre for the Rights of Indigenous Peoples, 2010. — 126 p.

17. Tacitus. Tacitus on Britain and Germany: A new translation by H. Mattingly. — West Drayton : Penguin, 1948. — 174 p.


Рецензия

Для цитирования:


Щипкова Л.В. Лингвистический нацизм. Ортодоксия. 2025;(1):136-155. https://doi.org/10.52833/2712-9276-2025-1-136-155

For citation:


Shchipkova L.V. Linguistic Nazism. Orthodoxia. 2025;(1):136-155. (In Russ.) https://doi.org/10.52833/2712-9276-2025-1-136-155

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)