Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Представляем номер

Полный текст:

Содержание

Перейти к:

Для цитирования:


Представляем номер. Ортодоксия. 2021;(2):7-11.

For citation:


Presenting the Issue. Orthodoxia. 2021;(2):7-11. (In Russ.)

Мы представляем новый номер научного журнала «Ортодоксия». Тема номера — «Православная Белоруссия».

Излишне говорить, особенно в связи с прошлогодними событиями, насколько сейчас для России актуальна тема Белоруссии как её ближайшего союзника. Как показывает пример Украины, летом 2020 года в Белоруссии, в той точке бифуркации, в которой она находилась, речь шла не только о политических, но во многом и о религиозных проблемах и вопросах. Поэтому нам показалось логичным, чтобы авторы настоящего номера сосредоточились на анализе прошлого и нынешнего состояния религиозной жизни на белорусских землях, а именно — на Православии и его судьбе в этом регионе. Особое внимание было уделено связям между церковно-религиозными и социально-политическими процессами. Важность этой темы, повторюсь, трудно переоценить: многие процессы, которые происходят сегодня в Белоруссии, являются типичными для всего постсоветского пространства, а также позволяют с иного и очень важного ракурса взглянуть на изучение духовных и политических путей исторической Руси.

Открывает номер статья В.А. Тепловой «Православие на землях Беларуси: страницы истории». Валентина Анатольевна — ведущий и наиболее авторитетный специалист в Белоруссии по истории православия на белорусских землях, воспитавший не одно поколение учёных. Можно с уверенностью сказать, что она создала научную школу, у которой нет официального названия, но есть последователи и ученики, которые развивают её научные и творческие подходы. Мы попросили Валентину Анатольевну подготовить для настоящего номера особый текст — обзор истории Православия на белорусских землях. Автор посвятил этой теме не одно десятилетие и подготовил более сотни публикаций. С удовлетворением констатируем, что статья получилась. Она представляет структурированные части и выжимки из более ранних текстов автора, а также новые оригинальные дополнения и обобщения. Именно поэтому текст материала получился значительным по объёму. Статья анализирует основные периоды и вехи истории православия на белорусской земле: становление Православия после Крещения Руси, монголо-татарское нашествие на Русь, возникновение Великого княжества Литовского, Брестская церковная уния, жизнь православия в условиях давления латино-католической культуры, преодоление религиозного раскола в XIX веке. Повествование заканчивается накануне XX века. В определённом смысле эта статья является базовой для разговора о текущих религиозных процессах в Белоруссии. Надеемся, что российская научная аудитория откроет для себя интересного и фундаментального учёного, редкого специалиста по истории православия «на западнорусских землях». В настоящее время В.А. Теплова руководит кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин в Минской духовной академии.

Продолжил историческое исследование протоиерей А.А. Ро­ман­чук — в статье «К вопросу о значении упразднения Брестской церковной унии в пределах Российской империи для Русской Православной Церкви и белорусского народа». Он проанализировал исторические причины и последствия Брестской унии, которая завершилась в 1875 году. Массовый отказ белорусов от униатского проекта остановил латинизацию, а также в определённой степени и полонизацию этих земель.

Тема униатства получила продолжение в статье иерея А.С. Хотеева «Штрихи к духовному портрету униатского архиепископа Иосафата Кунцевича». Автором обозначены главные черты духовной жизни Полоцкого архиепископа-униата Иосафата Кунцевича (1580–1623), погибшего в ходе восстания жителей Витебска. А.С. Хотеев отмечает существование принципиально разных векторов и подходов к трактовке этой исторической фигуры в католической и православной традициях.

В формате жизнеописательно-портретной статьи представлены «Штрихи к портрету архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа (Семашко)» протоиерея А.А. Романчука. В статье анализируются различные аспекты личности и деяний митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), который сыграл определяющую роль в процессе воссоединения белорусско-украинских униатов с православными в 1839 году.

Стоит отметить, что причины и последствия униатства всё ещё до конца не осмыслены в академическом пространстве. По мнению авторов номера, униатский фактор продолжает играть существенную роль в текущих общественно-политических процессах в Белоруссии.

Материал А.Д. Гронского «Белорусская Автокефальная Право­слав­ная Церковь и её участие в политике (2014–2021 гг.)» иссле­дует
роль религиозных расколов в политической ситуации в современной Белоруссии. Эта задача осуществлена через анализ деятельности религиозной организации «Белорусская автокефальная православная церковь» (БАПЦ), организованной в 1948 году в Западной Германии.

Статья А.П. Антоненко «Проект Союзного государства России и Белоруссии: факторы развития, стагнации, возрождения» рассматривает долгий и извилистый путь развития проекта Союзного государства. По мнению автора, с 2018 года Россию перестал устраивать сложившийся формат отношений с соседом, произошли кардинальные изменения в мировой экономике, стало неизбежным активное участие Белоруссии в евразийских и российско-китайских торгово-интеграционных проектах. Данная статья была принята к печати ещё до того, как Москва и Минск подписали в ноябре 2021 г. дорожные карты интеграции. После этого события интеграционный процесс должен был бы ускориться, чего пока, впрочем, не произошло. Однако ситуация требует от элит России и Белоруссии принятия новой реальности, того, что мир изменился. Уличные волнения в Белоруссии в 2020 году показали, что многовекторная политика Минска имеет не только преимущества, но и слабые стороны, способные разбалансировать систему, поставив её на грань выживания. Белорусские власти в очередной раз встали перед фактом, что отсутствие интеграционных действий приводит к кризису. Однако ещё предстоит найти ответы на вопросы: насколько глубоко белорусские элиты понимают сложившуюся ситуацию, способны ли они предложить и запустить модель реальной интеграции, которая поможет стабилизировать внутреннюю ситуацию; будут ли возникать попытки тормозить интеграцию, несмотря на начало реализации дорожных карт.

В материале В.В. Шимова «Общерусская идея против белорусского национализма: варианты национального самоопределения белорусов» рассматриваются перспективы двух альтернативных проектов национального самоопределения белорусов: общерусская идея и идея с этнонационалистским идейным базисом. Во втором случае неизбежно смещение Белоруссии в зону польско-католического геополитического и культурного влияния и превращение её в культурную и экономическую периферию, тогда как в общерусском проекте белорусы с их культурно-историческим опытом воспринимаются как равные.

Материал Д.К. Безнюка «Развитие и состояние современной религиозной ситуации в Беларуси» прослеживает социологическую динамику развития современной религиозной ситуации и религиозной политики в Республике. При этом автор выделяет три этапа институализации данной политики: либерализацию советского правового наследия в области свободы совести (1991–1994 гг.); «работу над ошибками» и пересмотр проделанной работы (1995–2000 гг.); и, наконец, формирование современной системы государственно-конфессиональных отношений (с 2001 г.).

Статья А.В. Щипкова «Гродненский нарратив в контексте современной политической посттеологии» посвящена анализу религиозной политологии, характерной для идеологов церковного либерализма. Это явление рассматривается автором на примере ситуации в Гродненской епархии в период белорусских политических волнений (2020–2021 гг.), в качестве материала привлекаются проповеди и выступления архиеп. Артемия (Кищенко) и его единомышленников. В статье также анализируются феномены «политического католицизма», польского фактора в белорусских политических процессах, а также негативные экклезиологические последствия теологизации политических дискурсов.

К.В. Шевченко закрывает номер материалом «К вопросу о роли церкви в древней Руси: взгляд из современной Чехии». Этот текст представляет собой рецензию на главу «Dělníci poslední hodiny: Církevní organizace a křesťanství na Kyjevské Rusi» из книги современного чешского историка M. Téra «Kyjevská Rus: dějiny, kultura, společnost» (2019). Профессор Шевченко отмечает заметный рост интереса к древнерусской эпохе в чешской историографии, подчёркивает полезность для постсоветской аудитории этого фундаментального и добросовестного с точки зрения научных критериев труда. К.В. Шевченко считает важным то обстоятельство, что «чешский историк проводит любопытную параллель между монгольским завоеванием, положившим начало разделению ранее единой русской церкви, и более поздними униатскими проектами, направленными на усиление церковной раздробленности в исторических русских землях» и указывает на то, что «взаимные контакты между центрами славянской образованности в Чехии, Венгрии, Хорватии, Болгарии и на Руси создавали специфическое пространство под названием Slavia Cyrilomethodiana».

Проводя исследование религиозной и политической жизни Бело­руссии, редакция и авторы журнала «Ортодоксия» старались не упустить из поля зрения текущие изменения в секулярном политическом и социокультурном контексте. Многое свидетельствует о том, что падает доверие наций к секулярному глобалистскому проекту. Вхождение в мировое сообщество на условиях утраты политического, культурного и ценностного суверенитета всё реже представляется привлекательным путём. Растёт значение регионального измерения глобальных политических процессов, качественный анализ которых требует особо внимательного отношения к религиозному и теологическому факторам.

Александр Щипков

Об авторе

статья Редакционная

Россия


Рецензия

Для цитирования:


Представляем номер. Ортодоксия. 2021;(2):7-11.

For citation:


Presenting the Issue. Orthodoxia. 2021;(2):7-11. (In Russ.)

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)