«Какой же это Антихрист, я его не узнаю»: патриарх Тихон и митрополит Сергий (Страгородский) в борьбе с идеей «духовного Антихриста»
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-152-183
Аннотация
В XX веке Русская Церковь пережила две внутренние революции. В ходе первой из них, 1917–1918 годов, было возрождено патриаршество. Однако революционные процессы породили мифы, частично существующие до сих пор. Один из них — об антихристовом характере советской власти. Этот миф сформирован комплексом идей о духовном коллективном Антихристе, порождён русским религиозным радикализмом XVIII–XX столетий. Радикальные идеи в России проникали через границы религиозных объединений, в том числе и в среду господствующей до революции Греко-Российской Церкви. Вопрос о возможности поминовения государственной власти и духовной оценке этой власти активно дебатировался в связи с выходом в старообрядческом поповстве «Окружного послания» в 60-е годы XIX века. Наиболее радикальную позицию в отношении власти занимали беспоповцы-бегуны. Идея духовного Антихриста предполагает, что окружающая действительность, включающая в себя государственность и социальность, уже захвачена коллективным, духовным Антихристом, понимаемым как апостасия, всеобщее отступление от Бога. Эти же идеи активно распространялись в антисоветском православном подполье, только теперь уже не в отношении русских царей, а в отношении советских вождей. Этот комплекс идей дожил до 70-х годов XX столетия как внутри ряда православных приходов, так и в сохранившихся бегунских скитах. Идея антихристова характера власти, близкая политическая возможность воцарения Антихриста характерны для творчества Д. С. Мережковсого и С. А. Нилуса. Проблема использования в качестве политического аргумента анафематствования патриархом Тихоном советской власти в 1918 году тесно связана с подобным мироощущением. В реальности анафема была не только отменена им в 1923 году после выхода из заключения, но и признана ошибочной, как и выступление против Брестского мира и противодействие изъятию церковных ценностей. Святейший Патриарх Тихон объявлял о невозможности возврата к прежнему государственному и социальному строю. Однако анафема 1918 года активно использовалась в качестве инструмента демонизации СССР в последний период его существования. Патриархом Тихоном указывалось, что Церковь возносит молитвы о советской власти. В связи со смертью Ленина им было направлено соболезнование правительству СССР. Особое место в структуре духовной оценки власти имеет факт гонений и новомученичества. Безусловно, масштабы таких гонений в советский период превосходят всё бывшее до этого. Тем не менее гонения и мученичество в России после 1917 года не являются чем-то никогда не бывшим ранее. В 1917 году старообрядцами было прославлено большое количество мучеников, пострадавших от царской власти. На факте духовной правды этого мученичества основывалось самоощущение старообрядчества на протяжении предреволюционной эпохи, точно так же как и самосознание современной Русской Православной Церкви основывается на духовном подвиге новомучеников и исповедников XX века. В течение нескольких столетий существовали монастырские тюрьмы. Некоторые из них, такие как Суздальская и Соловецкая, в больших масштабах, нежели в предшествующий период, возобновили свою деятельность в советские годы. Патриарх Тихон и затем митрополит Сергий (Страгородский) призывали не только к нормализации отношений с советской властью, соблюдению её законов и установлений, но и молитве за неё. Такая позиция соотносится с восходящим к святителю Иоанну Златоусту традиционным взглядом на власть как действие Промысла Божия. Оппоненты митрополита Сергия (Страгородского), в частности епископы, заключённые на Соловках, также не считали советскую власть носящей антихристов характер и выступали за нормализацию отношений с ней. Таким образом, в деятельности патриарха Тихона и будущего патриарха Сергия наследие идей русского религиозного радикализма было отвергнуто.
Об авторе
И. Н. УткинРоссия
Игумен Виталий (Уткин Игорь Николаевич) — кандидат политических наук, доцент кафедры богословия, секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии,
127051, Москва, Крапивенский пер., 4.
Список литературы
1. «Об окружном послании» — сборник старообрядческих полемических сочинений. Гектограф. — НИОР РГБ. Ф. 579. Архив братства митрополита Петра. Д. 186. — 1903. — 166 л.
2. Адаменко, Василий, свящ. Служебник на русском языке : Собрание божественных литургий, совершаемых православною российскою церковью / сост. по существующим переводам свящ. В. Адаменко. — Н. Новгород : Б. и., 1924 (тип. Исправтруддома № 1). — XII, 122 с.
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / сост. и авт. примеч. М. Е. Губонин. — М. : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та : Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 1063 с.
4. Беляев А. Д. О безбожии и Антихристе: подготовление, признаки и время пришествия Антихриста. — СПб. : Общ-во памяти игумении Таисии, 2007. — 750 с.
5. Бессонов И. А. Русская народная эсхатология: история и современность. — М. : Гнозис, 2014. — 336 с.
6. Боченков В. В. Кабанов Иларион Георгиевич. — Православная энциклопедия. Т. XXIX. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. — С. 15–19.
7. Боченков В. В. Кириллов Иван Акимович. — Православная энциклопедия. Т. XXIX. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2014. — С. 632–634.
8. Боченков В. В. Окружное послание. — Православная энциклопедия. Т. XXXIV. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. — С. 525–529.
9. Виталий (Уткин И. Н.), игум. Бегство от Вавилона vs общая исповедь как Страшный суд (эсхатологические воззрения русского радикального старообрядчества и последователей святого праведного Иоанна Кронштадтского). — Тетради по консерватизму. — 2020. — № 1. — С. 508–522.
10. Виталий (Уткин И. Н.), игум. Образ власти в старообрядческом поповстве. —Тетради по консерватизму. — 2020. — № 1. — С. 376–393.
11. Виталий (Уткин), игум. Эсхатологические основы конгрегации в русском религиозном разномыслии. — Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. — 2019. — № 6. — С. 77–87.
12. Дамаскин (Орловский), архим. Новомученики и исповедники Иваново-Вознесенские. — М. : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 136 с.
13. Двенадцать статей царевны Софьи // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией Академии наук. — Т. 4. — СПб., 1836. — С. 419–422.
14. Егоров А. К. Крестьянские волнения первой половины XIX века в контексте социально-политических и религиозных представлений русского крестьянства: Дисс. ... канд. ист. наук. — Петрозаводск, 2006. — 177 с.
15. Здравомыслов А., свящ. О пророках Енохе и Илии. — Миссионерский сборник. — 1911. — № 7–8. — С. 514–525.
16. Здравомыслов А., свящ. О пророках Енохе и Илии. — Миссионерский сборник. — 1911. — № 9. — С. 665–681.
17. Ильин И. А. О Церкви в СССР — Ильин И. А. Собрание сочинений : в 10 т. — Т. 7. — М. : Русская книга, 1998. — С. 358–370.
18. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Послание к Римлянам. — Творение святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Том IX. Книга вторая. — СПб. : Изд-е Санкт-Петербургской духовной академии, 1903. — С. 483–859.
19. Кельсиев В. И. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. 4. — Лондон, 1862. — [2], 344 с.
20. Коновалов А. А. О пришествии пророков Еноха и Илии, об антихристе и о уничтожении им таинства святого причащения. — Ковров : Тип. бр. И. и В. Гусевых, 1906. — 132 с.
21. Конфессиональная политика советского государства. 1917–1991 [Текст] : документы и материалы : в 6 т. / Архив Президента Российской Федерации (АП РФ) [и др.]. Т. 1, Кн. 4: 1917–1924 гг. Кн. 4: Религиозные объединения, духовенство и верующие, общественные организации и граждане о вероисповедной политике советского государства и религиозной ситуации в стране. Т. 1, Кн. 4 / сост. М. И. Одинцов (ответственный составитель) [и др.]. — М. : РОССПЭН, 2017. — 797, [1] с.
22. Маштафаров А. В. Евфимиев Суздальский Преображенский монастырь. — Православная энциклопедия. Т. XVII. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. — С. 361–374.
23. Мережковский Д. С. и др. Царь и революция / Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов ; [перевод с французского О. В. Эдельман]. — 2-е русское изд. — М. : Т8 Издательские технологии, 2017. — 170, [1] с.
24. Мережковский Д. С. и др. Царство Антихриста: Третья и четвёртая тысяча / Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Д. В. Философов, В. А. Злобин. — М. : Кучково поле, 2017. — 256 с.
25. Нилус С. А. Великое в малом и Антихрист, как близкая политическая возможность : записки православнаго. — Царское Село : Тип. Царскосельскаго комитета Красного Креста, 1905. — X, 417, [2] с.
26. Ньютон И. Замечания на Книгу Пророка Даниила и Апокалипсис Св. Иоанна : в 2 ч. / пер. с англ. — Пг. : Суворин, 1915. — VI, 246 с.
27. Окружное послание старообрядческих епископов, изданное 24-го февраля 1862 года : напечатано с подлинника. — М. : Издатель И. П. Фёдоров, 1912. — 31 с.
28. Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством : к вопросу о веротерпимости. — 2-е изд., доп. — М. : Посредник, 1906. — 208, [1] с.
29. Пустошкин В. Ф. Правда дороже золота : [Сб. отрывков из проповедей И. И. Сергиева (Иоанна Кронштадтского) с примеч. и доб. составителя] / В. П. — СПб. : печ. Граф. ин-та бр. Лукшевиц, 1911. — 48 с.
30. Путинцев Ф. М. Кулацкое светопреставление : (случаи помешательства и массового религиозного психоза на почве кулацко-провокационных слухов о «конце света»); Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР. — М. : Безбожник, 1930. — 82 с.
31. Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий синодик по четырём рукописям XVIII–XIX вв. — 2-е изд. — СПб. : О-[во] л[юбителей] д[рев]. п[исьменности], 1883. — [2], VI, 60 с.
32. Савин А. И. К вопросу об уплате налогов по религиозным убеждениям в конце 1920-х — середине 1930-х годов. — Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. — 2007. — № 13. — С. 207–218.
33. Семененко-Басин И. В. Прославление святых в старообрядческой Церкви в первой четверти XX в. — Старообрядчество в России (XVII–XX века) / отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. — М., 2010. — Вып. 4. — С. 159–182.
34. Сергий (Страгородский). Творения. — СПб. : Издательский проект «Квадривиум», 2020. — 751 с.
35. Синодальная анафема Ленину. Многолетие митрополиту Филарету! — Новая заря. — 1970. — 14 марта. — С. 4.
36. Смирнов П. С. В бегстве от антихриста (Общая характеристика современной беспоповщины). — Христианское чтение. — 1903. — №. 4. — С. 595–613. № 5. — С. 724–743. № 6. — С. 895–908.
37. Щапов А. П. Земство и раскол. Вып. 2: (Бегуны) — Щапов А. П. Сочинения : в 3 т. — Т. 1. — СПб. : М. В. Пирожков, 1906. — С. 505–579.
38. Э. П. Р. Новомученики и исповедники Церкви Русской. — Православная энциклопедия. Т. LI. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2018. — С. 655–659.
Рецензия
Для цитирования:
Уткин И.Н. «Какой же это Антихрист, я его не узнаю»: патриарх Тихон и митрополит Сергий (Страгородский) в борьбе с идеей «духовного Антихриста». Ортодоксия. 2024;(1):152-183. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-152-183
For citation:
Utkin I.N. “What Kind of Antichrist Is This? I Don't Recognize Him”: Patriarch Tikhon and Metropolitan Sergius (Stragorodsky) in Their Struggle Against the Notion of a “Spiritual Antichrist”. Orthodoxia. 2024;(1):152-183. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-152-183