Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Епископ Сергий (Страгородский) на Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов: отстаивание церковной истины

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-106-127

Аннотация

В 1901–1903 годах, являясь викарием СанктПетербургской епархии, епископом Ямбургским, Сергий (Страгородский) по благословению священноначалия был председателем Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге. Эти собрания стали значимой страницей в истории как церковно-государственных отношений, так и в целом религиозной мысли в России. Церковь пошла на собрания в надежде поиска общего языка с интеллигенцией. Однако инициаторы собраний стремились оказать такое влияние на Церковь, которое привело бы к коренной трансформации системы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В ходе собраний от Церкви фактически требовали разрыва с самодержавной государственной властью и опоры на новый внесословный слой интеллигенции. Последняя прямо провозглашалась самой передовой общественной силой. Предполагалось, что переориентация Церкви на поддержку интеллигенции должна привести к смене церковного идеала с «загробного» на «земной», то есть к благословению социально-общественных изменений социалистического характера. При этом сами организаторы собраний стремились к гораздо более глубоким преобразованиям. Они считали существующую Российскую Церковь «исторической», то есть отжившей, неполной, стремились обустроить свою новую церковь «Третьего Завета», ожидали нового откровения Святого Духа, придя в конце концов к идее «апокалипсической революции», призванной изменить весь мир. Особое место в «новом религиозном сознании» инициаторов собраний занимала идея «святой плоти», предполагавшая, с одной стороны, активное вовлечение светской культуры в церковность, а также оправдание обновлённой церковью культуры, с другой стороны — принципиально иной, нежели у Церкви, взгляд на семью с акцентом на святости не таинства брака, а самого плотского сожительства. Создание новой церкви предполагало и радикальное обновление догматики. Для обсуждения этой проблемы в ходе Религиозно-философских собраний был поставлен вопрос о возможности «догматического развития», то есть трансформации самой основы церковных догматов. Идеи, развивавшиеся на собраниях, можно характеризовать в качестве революционных. Епископ Сергий (Страгородский) перед лицом этих вызовов не только стойко отстаивал церковное политическое, социальное, нравственное и догматическое учение, но и проявлял большой такт и сдержанность по отношению к участникам собраний. Тем не менее преодолеть до конца круг сформировавшихся на собраниях религиозно-революционных идей ему не удалось. Фактически те же идеи в значительной степени были характерны для церковного обновленчества, с которым митрополиту Сергию (Страгородскому) пришлось бороться два десятилетия спустя. Опыт, полученный в ходе противостояния разрушительным идеям на Религиозно-философских собраниях, помог митрополиту Сергию в его борьбе с обновленцами.

Об авторе

И. Н. Уткин
Российский Православный университет святого Иоанна Богослова
Россия

Игумен Виталий (Уткин Игорь Николаевич) — кандидат политических наук, доцент кафедры богословия, секретарь Архиерейского совета Ивановской митрополии,

127051, Москва, Крапивенский пер., 4.



Список литературы

1. Барабанов Е. В. В. В. Розанов // Розанов В. В. Сочинения [Институт философии АН СССР]. — Т. 1: Религия и культура. — М. : Правда, 1990. — С. 3–16.

2. Бонецкая Н. К. В поисках Неведомого Бога. Мережковский — мыслитель. — М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2017. — 397, [2] с.

3. Боченков В. В. Михаил (Семёнов) // Православная энциклопедия. — Т. XLV. — М. : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2017. — С. 652–659.

4. Взыскующие Града : Хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829–1923 гг. : антология / сост. В. И. Кейдан. — 2-е изд., испр. и доп. — Кн. 3: 1905–1906. — М. : Модест Колеров, 2020. — 990, [1] с.

5. Виталий (Уткин И. Н.), игум., Рюмин-Македонов Н. В. Великая Россия vs апокалипсическая революция: Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, Д. С. Мережковский. — Тетради по консерватизму. — 2018. — № 2. — С. 151–168.

6. Воронцова И. В. «Заколдованный круг русского сознания...» : проблемы социально-религиозного поиска в православной России второй половины XIX — начала XX века. — М. : [б. и.] ; СПб. : Нестор История, 2020. — 933 с.

7. Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. — 420 с.

8. Гиппиус З. Н. Живые лица. Воспоминания (XX век. Россия — Грузия. Сплетение судеб). Т. 2. — Тбилиси : Мерани, 1991. — 384 с.

9. Ельчанинов, Александр, свящ. Встречи с В. А. Тернавцевым // Вестник РХД. — 1984. — № 3 (142). — С. 65–67.

10. Записки Петербургских Религиозно-философских собраний, 1901–1903 / под ред. С. М. Половинкина. — М. : Республика, 2005. — 543 с.

11. Ореханов, Георгий, прот. Лев Толстой. «Пророк без чести» : хроника катастрофы. — М. : Воскресение : Эксмо, 2016. — 602 с.

12. Рау-Данилевская И. М. Быль, благородство, беды рода Перозио-Тернавцевых // Клио. — 2010. — № 1 (48). — С. 31–37.

13. Стахович М. М. Доклад, читанный на Орловском миссионерском съезде // Миссионерское обозрение. — 1901. —№ 11. — С. 528–540.

14. Чулкова Н. Г. Валентин Александрович Тернавцев // Вестник РХД. — 1981. — № 2 (134). — 114–115.


Рецензия

Для цитирования:


Уткин И.Н. Епископ Сергий (Страгородский) на Религиозно-философских собраниях 1901–1903 годов: отстаивание церковной истины. Ортодоксия. 2024;(1):106-127. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-106-127

For citation:


Utkin I.N. Bishop Sergius (Stragorodsky) at the Religious and Philosophical Meetings of 1901–1903: defending Church Truth. Orthodoxia. 2024;(1):106-127. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-1-106-127

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)