Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Николай Николаевич Лисовой: «Я — консерватор!» (Обзор творчества Н. Н. Лисового в советский период)

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-58-89

Аннотация

Статья посвящена творчеству Николая Николаевича Лисового (1946–2019) в первые 45 лет его жизни, которые пришлись на советскую эпоху. Именно в этот период были сформулированы основные направления его творчества: Православная Империя и её отношение к Церкви, история русского богословия, история русской Церкви и русских святых, русская консервативная публицистика конца XIX — начала XX века, русское духовное и политическое присутствие на Востоке. На годы молодости приходился и расцвет поэтического творчества Н. Лисового, а себя он, прежде всего, считал поэтом. Современному читателю Н. Лисовой известен почти исключительно в связи с его трудами о Святой Земле и деятельности в ИППО, однако в рассматриваемый период его творчества эти темы ещё не были в центре его внимания. Его вклад в развитие русской консервативной мысли остаётся практически неизвестным. Автор на основании личного архива Н. Н. Лисового, его ранних публикаций анализирует его труды, написанные в советскую эпоху, впервые обращается к истокам его творчества. Особый интерес представляет изучение работ Н. Лисового на стыке дисциплин: физики, философии и богословия, семиотики и лингвистики, истории и канонического права, историософии и политологии. Творчество Н. Лисового рассматривается в контексте эпохи, с учётом лиц, оказавших на него особое влияние, это: мать — О. В. Таланцева, Ф. Г. Сухов, В. В. Шульгин, архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и другие.

Публикация приуроченна к 5-летию со дня кончины Н. Н. Лисового, она призвана стать началом большой работы по введению в научный оборот и комплексному изучению духовного и научного наследия Н. Лисового в первые 30 лет его творческого пути, которые пришлись на советскую эпоху. К 1991 году Н. Лисовой заложил основы концепций, развитие которых крайне актуально для консервативной мысли в настоящее время. Наиболее важная из них: Россия была и остаётся Православной Империей, призванной противостоять энтропии, угрожающей человечеству и идущей с Запада. Прежде всего, он считал себя консерватором.

Автор статьи с 2003 года является учеником Н. Н. Лисового и занимается популяризацией его творчества, после принятия сана священника в 2013 году регулярно исповедовал, причащал и соборовал учёного и его супругу.

Об авторе

Д. В. Сафонов
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Сафонов Дмитрий Владимирович, иерей — кандидат исторических наук, кандидат богословия, консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, доцент кафедры теологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета, доцент кафедры богословия Российского православного университета святого Иоанна Богослова

119034, Москва, ул. Остоженка, 38 стр.1



Список литературы

1. Ванеев А. Е. Наша ягода — брусника: стихи / пер. с коми / Альберт Ванеев; [художник В. Комаров]. — М. : Современник, 1983. — 158 с.

2. Амвросий (Гренков), иеросхим. Письма // Журнал Московской Патриархии. — 1971. — № 11. — С.,68–77. — Публикатор не указан.

3. Лисовой Н. Н. К датировке Мстиславова Евангелия // Мстиславово Евангелие XII века: Исследования. — М. : Скрипторий, 1997. — С. 710–719.

4. Лисовой Н. Н. Каноны совести и свобода Церкви // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. — Белгород, 1999. — С. 262–265.

5. Лисовой Н. Н. Круг земной. Стихи и поэмы. — М. : Современник, 1989. — 151 с.

6. Лисовой Н. Н. «Освобождающая сила». О богословском наследии епископа Михаила (Грибановского) // Михаил (Грибановский), епископ. Сочинения, письма, жизнеописание. — М. : ПСТГУ, 2011. — С. III–XXXIV.

7. Лисовой Н. Н. В. В. Шульгин: человек, политик и мыслитель // Международная научная конференция «Культурное наследие русской эмиграции: 1917–1940-е годы» : сборник материалов. — М. : РАН. «Конгресс соотечественников». — 1993. — С. 92.

8. Лисовой Н. Н. Воля к спасению // Иоанн Кронштадтский (Сборник статей). — М. : Патриот, 1992. — С. 367–379.

9. Лисовой Н. Н. Одерживающая верх (Г. А. Богатова и её Словарь) // Русская историческая лексикография на современном этапе. К 25-летию издания Словаря русского языка XI–XVII вв. — М., 2000. — С. 149–158.

10. Лисовой Н. Н. Основание Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь: 988–1988. Очерки истории. — Вып. 1. I–XIX вв. — М., [1990.] — С. 4–29. — На титульном листе год издания: 1988.

11. Лисовой Н. Н. Преображение Господне: иконография и смысл праздника / подгот. к печати, примеч., предисл. свящ. Д. Сафонова // Христианство на Ближнем Востоке. — 2020. — № 3. — С. 118–143.

12. Лисовой Н. Н. Чудо Серафима // Преподобный Серафим Саровский : сборник. — М., 1997. — С. 9–18.

13. Лисовой Н. Н. Школа Преподобного Сергия // Сергий Радонежский : [сборник] / сост. В. А. Десятников ; рецензенты Э. Ф. Володин, прот. А. Шаргунов ; худ. С. М. Харламов, А. С. Зайцев. — М. : Патриот, 1991. — С. 414–429.

14. Лисовой Н. Н. Новые музеи СССР. — М., 1983. — 150 с.

15. Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX — начале XX столетия // Богословские труды. Сб. 37. — М., 2002. — С. 5–127.

16. Лисовой Н. Н. Песнь Успенская // Три Рима / сост. Н. Н. Лисовой, Т. А. Соколова. — М. : ОЛМА-Пресс, 2001. — С. 441–452.

17. Лисовой Н. Н. Сквозь века, традиции и стили (Ритмы древних орнаментов; Синтоистские и буддийские традиции в японской архитектуре; Японская скульптура: поиски и традиции; Особенности и достижения японской живописи // Искусство стран Востока. — М., 1986. — С. 269–297.

18. Лисовой Н. Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы / под ред. Т. А. Соколовой. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, — 2002. — 271 с. : ил. (Православные святыни).

19. Лисовой Н. Н. Об одной мифологеме времени в связи с проблемой межкультурных контактов // Материалы научного семинара «Семиотика средств массовой коммуникации». — Ч. II. — М., 1973. — С. 345–355.

20. Лисовой Н. Н. Под знаком Софии (К предыстории идеи Третьего Рима) // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29–31 мая 1989 г. — М., 1995. — С. 58–64.

21. О Священном Писании Нового Завета // Новый Завет. — М. : изд. Московской Патриархии, 1976. — С. 593–611. — Автор не указан.

22. Остромирово Евангелие как исторический источник // Остромирово Евангелие 1056–1057. [Научное сопровождение к факсимильному изданию]. — М. : Издат. отд. Моск. Патриархата ; Л. : Аврора, 1988. — С. 12–14.

23. Преображение Господне: иконография и смысл праздника // Синергия: Проблемы аскетики и мистики Православия / под ред. С. С. Хоружего. — М., 1995. — С. 207–229.

24. Философия науки в историческом контексте. Посвящается 85-летию со дня рождения Н. Ф. Овчинникова. — СПб. : Изд-во РХГИ ИД С.-П. ГУ, 2003.

25. Шульгин В. В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны / сост., предисл., подгот. текста, послесл. Н. Лисового. — М., 2002. — 588 с.

26. Die russische theologische Wissenschaft // Die russische Orthodoxe Kirche. — Berlin-New York, 1985. — (Die Kirche der Welt. Bd. 19).


Рецензия

Для цитирования:


Сафонов Д.В. Николай Николаевич Лисовой: «Я — консерватор!» (Обзор творчества Н. Н. Лисового в советский период). Ортодоксия. 2023;(4):58-89. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-58-89

For citation:


Safonov D.V. Nikolay Lisovoy: “I am a Conservative!” (Review of Nikolay Lisovoy’s Work in the Soviet Period). Orthodoxia. 2023;(4):58-89. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-58-89

Просмотров: 445


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)