Истоки Катастрофы и наши последние могикане. Игумен Никон (Воробьёв)
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-30-57
Аннотация
Рассказывается о жизненном пути, богословских идеях и пастырской практике одного из выдающихся православных подвижников в истории Русской Православной Церкви — игумена Никона (Воробьёва) (1894–1963). В юности, поддавшись духу времени, он был сначала атеистом, ревностно изучал разные науки и философию. Однако, не найдя в философии того, что искал, он горячо обращается к вере. В «пограничной ситуации» в его душе совершился полный переворот, и Бог явил Себя тому, кто искал Его всеми силами своей души. В Минске в 1930 году состоялся монашеский постриг Николая Николаевича. Он получил имя в честь игумена Радонежского Никона, а затем был рукоположен и во иеромонаха. В то время гонений этот шаг был действительным отречением от мира и прямым путём на Голгофу. В 1944 году он был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска. Здесь он жил на квартире у монахинь и вёл в полном смысле слова подвижнический образ жизни. В маленькой комнатушке он всё своё свободное время проводил в молитве. Его проповеди производили сильное впечатление на верующих, поскольку объясняли Евангелие, как правильно молиться, что такое смирение, покаяние — основы духовной жизни. В 1948 году отца Никона начали гонять по приходам: сначала перевели в г. Белев, затем в г. Ефремов, далее — в г. Смоленск. Его прекрасные проповеди никому не давали покоя, в том числе, нередко, и собратьям. Из Смоленска в 1948 году он был направлен в город Гжатск (ныне Гагарин), по словам батюшки — в ссылку. Отец Никон вёл строгий монашеский образ жизни. У него был дар непрестанной молитвы, который обнаружился случайно. Постоянным чтением игумена Никона были святоотеческие творения, Отцы Добротолюбия, жития святых, проповеди, толкования, редко — учёно-богословские и философские сочинения. Особенно тщательно и постоянно он перечитывал и изучал творения святителя Игнатия (Брянчанинова), которого в качестве истинно духовного отца настоятельно завещал всем своим духовно близким. Суть его наставлений прекрасно выражена в его письмах, которые многократно издавались под разными названиями: «Нам оставлено покаяние», «Письма о духовной жизни», «Внимай себе» и др. Он говорил и писал о том, что сущность проповеди Спасителя заключается в призыве к духовному и нравственному изменению себя через познание повреждённости человеческой природы и неспособности её исцеления своими силами от страстей, прежде всего, глупейшей из них — гордости. Через это познание себя совершается истинное покаяние, обращённое к Христу Спасителю, Который и исцеляет нас.
Об авторе
А. И. ОсиповРоссия
Осипов Алексей Ильич — доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии
141300, Московская область, Сергиев Посад, Территория Лавра, Академия
Список литературы
1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. / сост. [и авт. примеч.] М. Е. Губонин. — Москва : Изд-во Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-та : Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 1063 с.
2. Вениамин (Федченков), митр. Письма о монашестве. — М., 2003. — 190 с.
3. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию, игумену Череменецкому. — М., 1875. — 41 с.
4. ...И даны будут Жене два крыла: сб. к 50-летию Сергея Фомина. — М., 2002. — 703 с.
5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. — СПб., 1905. — Т. 1. — 570 с.
6. Иларион (Алфеев), митр., Олег Корытко, прот., Валентин Васечко, прот. История религий. — М. 2016. — 776 с.
7. Иоанн Кронштадтский, св. Предсмертный дневник. — М., 2003. — 349 c.
8. Кривонос Фёдор, свящ. У Бога мёртвых нет.— Минск, 2007.— 240 с.
9. Новосёлов М. А. Письма к друзьям. — М., 1994. — 352 с.
10. Письма митр. Филарета епископу Иннокентию (Сельно-Кринову). Письмо 55, январь 1828 // Прибавления к изданию святых отцов. — Ч. 24. — М., 1871.
11. Письма митр. Филарета епископу Иннокентию (Сельно-Кринову). Письмо 137, январь 1828 // Прибавления к изданию святых отцов. — Ч. 25. — М., 1872.
12. Столп Православной Церкви. — Петроград, 1915. — 844 с.
13. Феофан, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики.— М., 2008.
14. Флоровский, Г. В. Пути русского богословия. — Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1981. — 599 с.
Рецензия
Для цитирования:
Осипов А.И. Истоки Катастрофы и наши последние могикане. Игумен Никон (Воробьёв). Ортодоксия. 2023;(4):30-57. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-30-57
For citation:
Osipov A.I. The Origins of Catastrophe and Our Last Mohicans. Hegumen Nikon (Vorobyov). Orthodoxia. 2023;(4):30-57. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-4-30-57