Лосев: цельный, религиозно-монархический консерватизм. (Очерки консервативной мысли в СССР)
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-52-76
Аннотация
В статье рассматривается биография и идеи Алексея Фёдоровича Лосева — последнего классического философа Серебряного века, создавшего систему православного неоплатонизма. Лосеву принадлежит также учение об истории, где он использует термины «формация», «феодализм», «капитализм», «социализм», «анархия», но в своём специфичном смысле, отличном от марксистского. Основа лосевских «формаций» — миф в той трактовке, которую вносит в этот термин Лосев. Феодализм — эпоха господства теократического мифа, и это высшая точка развития человечества согласно православному консерватору-монархисту Лосеву. При капитализме абсолютизируется индивидуальная человеческая личность, при социализме — труд и трудовой коллектив, при анархии наступает «ад на земле». Однако социализм, будучи антитезисом капитализма, по-своему, искажённо повторяет авторитарность феодализма, что не может не вызвать к нему некоторой симпатии философа при отрицательной в целом его оценке. Таковы взгляды молодого Лосева, когда он смело критиковал социализм с религиозно-консервативных позиций и, видимо, ещё надеялся на возрождение феодализма. С 1930-х годов позиция Лосева меняется. Он отчасти «примиряется» с Советской властью (сознавая её негативные стороны), подчёркивает положительные моменты социализма. На наш взгляд, причина этого — понимание того, что теперь возврат возможен лишь к капитализму и либерализму, то есть к мещанству, к которому Лосев был всегда настроен непримиримо.
Ключевые слова
Об авторе
Р. Р. ВахитовРоссия
кандидат философских наук, доцент факультета философии и социологии
450076, Республика Башкортостан, Уфа, ул. Заки Валиди, 32
Список литературы
1. Бибихин В. В. Алексей Фёдорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. — М. : Ин-т философии, теологии истории им. Св. Фомы, 2006. — 416 с.
2. Бойко П. Е. О социально-исторической природе абсолютной мифологии А. Ф. Лосева // Образ мира — структура и целое: Лосевские чтения. Москва, 19–23 октября 1998 года. — М. : Логос, 1999. — С. 59–61.
3. Даренский В. Ю. Феодализм как вершина мировой истории в историософии А. Ф. Лосева // Наука. Искусство. Культура. — 2019. — 1(21). — C. 47–55.
4. Лосев А. Ф. «Я сослан в ХХ век». — М. : Время, 2002. — Т. 1. — 573 с.
5. Лосев А. Ф. В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний) // Страсть к диалектике: лит. размышления философа / А. Ф. Лосев. — М. : Советский писатель, 1990. — C. 14–67.
6. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» / новое академ. изд., испр. и доп. — М. : Издательский дом ЯСК, 2021. — 695 с.
7. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М. : Мысль, 1993. — 962 с.
8. Пущаев Ю. В. Проблема амбивалентности в отношении А. Ф. Лосева к советскому режиму // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. — 2020. — № 1. — С. 43–51.
9. Тахо-Годи А. А. Лосев. — М. : Молодая гвардия, 2007. — 534 с. Тахо-Годи Е. А. Художественный мир прозы Лосева и его истоки: дис. … доктора филол. наук. — М., 2004. — 461 с.
10. Циплаков Г. М. Тема истории в философском творчестве А. Ф. Лосева // Человек. — 2001. — № 1. — С. 48 –62.
Рецензия
Для цитирования:
Вахитов Р.Р. Лосев: цельный, религиозно-монархический консерватизм. (Очерки консервативной мысли в СССР). Ортодоксия. 2022;(4):52-76. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-52-76
For citation:
Vakhitov R.R. Losev’s Integral Religious-Monarchical Conservatism. (Essays on the Conservative Thought in the USSR). Orthodoxia. 2022;(4):52-76. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-4-52-76