Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-175-198

Аннотация

Исторический подход к формированию представления о возникновении древнерусского государства и этнокультурной истории русского народа допускает значительные дискуссии. Их разрешает культурологический подход и определение культурообразующей роли православия как ключевого фактора формирования, сохранения и передачи народной традиции на протяжении многих веков. Православная традиция с момента возникновения русской земли и вплоть до сего дня продолжает сохранять непрерывность передачи ценностей, мировоззрения, отношения ко многим явлениям культурной жизни населения России. Однако после петровских времён, а с большей силой после управляемого разрушения и подмены традиции в советский период можно говорить о кризисе русской идентичности, поиске живой традиции и её месте в жизни современника. В современной России можно наблюдать три подхода в репликации народной традиции. Один обусловлен деятельностью учреждений культуры и восходит к советскому периоду разрушения русской традиции и конструирования идентичности нового советского народа. Второй реализуется в деятельности молодёжного фольклорного движения, «практикующих фольклористов», опирающихся на материалы фольклорно-этнографических исследований и данные полевой практики. Третий представлен альтернативной идентичностью, конструируемой в практике неоязыческих объединений и деятельности организаторов праздников, гуляний, семинаров, разделяющих это мировоззрение. Последний подход характеризует неприятие христианского основания и содержания народных праздников, дошедших до нашего времени в фиксации исследователей. Масленица и Купала были и сегодня остаются праздниками христианскими, фиксируемыми у носителей с христианским мировоззрением. Однако представители третьего подхода в репрезентации «народного», отрицая это, идут на очевидные фальсификации и подлоги, а само мировоззрение приводит не только к искажению ценностных оснований этнокультурной традиции русского народа, но и к антигосударственной идеологии.

Об авторе

Д. Е. Крапчунов
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

кандидат философских наук, исполняющий обязанности директора Гуманитарного института

173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41



Список литературы

1. Аверьянов К. А. Рождение Древней Руси. Взгляд из ХХI века. — М. : Центрполиграф, 2020. — 350 с.

2. Арсеньев В. И. Эпоха первых русских князей: правда и вымысел Несторовой летописи // Достижения науки и образования. — 2019. — № 6 (47). — С. 11–15.

3. Балашов Д. М. Русская свадьба: свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области) / Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко, Н. И. Калмыкова. — М. : Современник, 1985. — 390 с.

4. Жуланова Н. Молодёжное фольклорное движение // Фольклор и молодёжь. От истоков к современности. — М. : Российский фольклорный союз, 2000. — С. 3–29.

5. Зализняк А. А. Из заметок о любительской лингвистике. — М. : Русскiй Mipъ: Московские учеб., 2009. — 240 с.

6. Иаков Ворагинский. Золотая легенда. — М. : Изд-во францисканцев, 2017. — Т. 1. — 527 с.

7. Мехнецов А. М. Народно-песенная культура русского старожильческого населения Западной Сибири. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2012. — 208 с.

8. Омонов Н. Антисемитизм как элемент неоязыческой субкультуры в России // Тирош. Труды по иудаике, славистике, ориенталистике. — 2015. — № 15. — С. 164–181.

9. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. — Смоленск : Русич; М. : Гнозис, 1995. — 320 с.

10. Прибыловский В. В. Неоязыческое крыло в русском национализме // Панорама. — 2002. — № 49.

11. Прохоров Г. М. «Некогда не народ, а ныне народ Божий…» Древняя Русь как историко-культурный феномен. — СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2010. — 320 с.

12. Рапов О. М. О времени и обстоятельствах крещения населения Новгорода Великого // Вестник МГУ. Серия 8. История. — 1988. — № 3. — С. 51–65.

13. Татищев В. Н. Собр. соч. в 8 т. История российская. — М. : Ладомир, 1994. — Т. 1. — 500 с.

14. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники : энцикл. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 560 с.

15. Baldomero Cerda R. Hogueras de San Juan. — Barselona, 1946.

16. Musee des Familles. Lectures du Soir. — Paris, 1860.


Рецензия

Для цитирования:


Крапчунов Д.Е. Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям. Ортодоксия. 2022;(3):175-198. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-175-198

For citation:


Krapchunov D.E. Formation Practices for the Russian People’s Ethno-Cultural Identity: from the Emergence of the Russian Tradition and Statehood to Modern Falsifications. Orthodoxia. 2022;(3):175-198. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-175-198

Просмотров: 322


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)