Многообразие и границы неоязычества в современном мире
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-12-40
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу многообразия форм неоязычества в современном мире. С поправкой на диахроническую перспективу даются авторские определения язычества и неоязычества. Утверждается, что неоязычество, как отдельный тип нетрадиционной религиозности, противостоящий традиционным религиям, в том числе традиционному язычеству, появляется не в ХХ столетии, а восходит ко временам до нашей эры – периоду расцвета язычества в мире. Прописываются границы, отделяющие неоязычество от внешней среды, в том числе в рамках народной культуры. Отмечается роль государственных программ по возрождению народной культуры и творчества в укреплении и развитии неоязычества. Для уточнения вариативности организационных границ приводится типология неоязычества по степени развития структуры отдельных его представителей. Вариативность содержательной специфики неоязычества фиксируется в рамках соответствующей классификации, созданной на основании анализа особенностей пантеона 252 неоязыческих организаций. На выборке из 201 группы из 22 стран показана динамика возникновения неоязыческих групп в ХХ–ХХI столетиях с пиком роста в 1990-е годы и последующим снижением количества появляющихся организаций. Подробно разбирается вопрос невозможности преемственности современного неоязычества с древним язычеством. Выявляются стратегии работы неоязыческих сообществ в условиях фактической невозможности установления такой преемственности. Поднимается проблематика локальной специфики неоязыческих сообществ, в том числе влияния культурного разрыва между нынешними жителями страны и их предшественниками, изначально населявшими территории (например, США). Анализируется внимание неоязычников к проблемам экологии. Приводятся примеры вариативности отношения неоязычников к Православной Церкви. С опорой на обширную выборку мест из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов фиксируется отношение Православной Церкви к неоязычеству.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. МартиновичБеларусь
доктор теологии Венского университета, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии, председатель Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви
220030, Минск, ул. Зыбицкая, 27
Список литературы
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М. : Медиум, 1995. — 323 с.
2. Валлерстайн И. Государства в институциональном водовороте капиталистической мироэкономики / Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб. : Университетская книга, 2001. — С. 401–413.
3. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. — СПб. : Питер, 2007. — 335 с.
4. Мартинович В. А. Сектантство: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. — М. : Издательский дом «Познание», 2018. — 552 с.
5. Сморжевская О. А., Шиженский Р. В. Современное язычество в религиозно-культурной жизни. — Нижний Новгород : НГПУ, 2010. — 304 с.
6. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. — М. : Новое издательство, 2007. — 348 с.
7. Шиженский Р. В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). — М. : «Орбита-М», 2013. — 272 с.
8. Шнирельман В. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. — М. : ББИ, 2012. — 302 с.
9. Assmann J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen. — München : C. H. Beck, 2002. — 344 p.
10. Berger H.A. A Community of Witches. Contemporary Neo-Paganism and Witchcraft in the United States. — South Carolina : University of South Carolina Press, 1999. — 148 p.
11. Hutton R. The Triumph of the Moon. A History of Modern Pagan Witchcraft. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — 486 p.
12. Shils E. Tradition. — Chicago: University of Chicago Press, 1981. — 334 p.
13. Waldron D. Witchcraft for Sale! Commodity vs. Community in the Neopagan Movement // Nova Religio. — 2005. — 9(1). — P. 32–48.
14. York M. The Emerging Network. A Sociology of the New Age and Neo-Pagan Movements. — Boston : Rowman & Littlefield, 1995. — 372 p.
Рецензия
Для цитирования:
Мартинович В.А. Многообразие и границы неоязычества в современном мире. Ортодоксия. 2022;(3):12-40. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-12-40
For citation:
Martinovich V.A. Diversity and Boundaries of Neopaganism in the Modern World. Orthodoxia. 2022;(3):12-40. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2022-3-12-40