«Диктатура совести»: религиозно-нравственные основания русской государственности в концепции И.Л. Солоневича
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-238-263
Аннотация
В статье рассматриваются религиозно-нравственные основания русской государственности в изложении философа и общественного деятеля И.Л. Солоневича (1891–1953), которые он, вслед за В.С. Соловьёвым, определял как «диктатуру совести». Специфика русской политической традиции, согласно И.Л. Солоневичу, состоит в её принципиальном отличии от европейского феодализма. В Московском государстве отбор правящего класса осуществлялся по нравственным качествам, а народная жизнь была основана на самоуправлении («народной монархии»). Слом этой традиции, осуществлённый Петром I, состоял в подмене нравственного критерия отбора прагматическим, что привело к фактическому разрушению самодержавия и диктатуре дворянства — замене народной монархии европейским абсолютизмом. Единство царя и народа на основе православной веры и Православной Церкви как высшего авторитета в мирских делах и обусловило тот факт, что в России монархия была в первую очередь народной властью, и никогда русская монархия не утверждалась путём насилия над народной волей, в то время как её противники всегда действовали насилием: убийствами, восстаниями и заговорами. Основанием русской православной монархии был нравственный подвиг народа — его смирение ради свершения воли Божией. Это стало возможным только в России, где сами основатели государства были святыми людьми. Тем самым в Московском православном царстве не было главной для Европы проблемы «контроля» народа над властью, в которой часто монархами были откровенные преступники. В России изначально был заложен принцип абсолютного доверия к власти, всегда оправдывавший себя, и только благодаря которому из маленького Московского княжества была создана великая империя. Как показывает И.Л. Солоневич, очевидная прагматическая эффективность допетровской народной монархии обеспечивалась также и очень эффективной системой самоуправления народа, не имевшей аналогов в феодальной и абсолютистской Европе.
Ключевые слова
Об авторе
В. Ю. ДаренскийРоссия
Даренский Виталий Юрьевич — доктор философских наук, профессор кафедры философии.
91031, ЛНР, Луганск, ул. Оборонная, д. 2
Список литературы
1. Беляев А. Е. Политическое своеобразие самодержавия в публицистике И. Л. Солоневича и русских консерваторов конца XIX — первой половины XX в. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 14–1. — С. 31–36.
2. Беляев А. Е. Сравнительный анализ взглядов Л. А. Тихомирова и И. Л. Солоневича на роль народного представительства как политико-правового института // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2016. — № 1(26). — С. 54–57.
3. Вернадский Г. В. Национальное творчество русского народа (Таврический голос. 1919. 8 (21) декабря. № 112 (262) // Интеллигенция в Крыму (1917–1920): поиски и находки источниковеда / С. Б. Филимонов. — Симферополь : ЧерноморПресс, 2006. — С. 122–124.
4. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. — М. : Наука, 1978. — 340 с.
5. Даренский В. Ю. Империя-донор: нравственный подвиг как основа российской цивилизации // Международный журнал исследований культуры. — 2013. — № 2(11). — С. 44–51.
6. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 2 // Сочинения : в 9 т. — М. : Мысль, 1987. — Т. 2. — 447 с.
7. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 4 // Сочинения : в 9 т. — М. : Мысль, 1989. — Т. 4. — 398 с.
8. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. — М. : Мысль, 1999. — 672 с.
9. Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. — М. : Логос, 1998. — 326 с.
10. Панарин А. С. Страхи властвующих как фактор стратегической нестабильности // Наш современник. — 2002. — № 9. — С. 193–221.
11. Пушкин А. С. История Петра: Подготовительные тексты // Полное собрание сочинений. — М. ; Л. : АН СССР, 1951. — Т. 9. — С. 5–464.
12. Разговоры Пушкина / сост. С. Гессен, Л. Модзалевский. — М. : Политиздат, 1991. — 318 с.
13. Смолин М. Монархизм как любовь. Штрихи к портрету Ивана Солоневича // Наша страна. XX век / И. Л. Солоневич. — М. : Изд-во журнала «Москва», 2001. — С. 5–20.
14. Солоневич И. Л. Миф о Николае II // Наша страна. XX век / И. Л. Солоневич. — М. : Изд-во журнала «Москва», 2001. — С. 77–106.
15. Солоневич И. Л. Народная монархия. — М. : Ин-т русской цивилизации, 2010. — 624 с.
16. Солоневич И. Л. Что говорит Иван Солоневич. — Буэнос-Айрес : Наша страна, 1954. — 72 с.
17. Тихомиров Л. А. Народное представительство // Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. — М. : Москва, 2003. — С. 457–465.
18. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. — М. : Алир, 1998. — 672 с.
19. Толстой Л. Н. Записные книжки // Полное собрание сочинений. — М. : Художественная литература, 1952. — Т. 48. — 576 с.
20. Черепнин Л. В. Земские соборы русского государства в XVI– XVII вв. — М. : Наука, 1978. — 418 с.
Рецензия
Для цитирования:
Даренский В.Ю. «Диктатура совести»: религиозно-нравственные основания русской государственности в концепции И.Л. Солоневича. Ортодоксия. 2021;(4):238-263. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-238-263
For citation:
Darensky V.Yu. «Dictatorship of Conscience»: Religious and Moral Foundations of the Russian Statehood According to Ivan Solonevich. Orthodoxia. 2021;(4):238-263. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-238-263