Религиозно-философские предпосылки евразийского движения: личная религиозность и теоретические основы
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-186-211
Аннотация
В статье анализируются религиозная доктрина евразийства, религиозные взгляды лидеров евразийского движения, их взаимоотношения с иерархами Русской Православной Церкви в эмиграции и на Родине. До настоящего момента эта тема не была раскрыта в отдельных статьях или монографиях, внимание исследователей было направлено на политические, идеологические и иные аспекты доктрины евразийцев. Двое из основоположников движения – Г.В. Флоровский и кн. А.А. Ливен — приняли священный сан, Флоровский пытался возглавить движение и направить его в русло чисто религиозно-философского развития. Это показывает, что в основании евразийства лежит, помимо политической, антиколониальной, экономической, геополитической составляющих, ещё и сильный религиозно-философский элемент, который часто недооценивают. Евразийцы безоговорочно поддержали Русскую Православную Церковь и патриарха Тихона и осудили Карловацкий раскол 1921 г. Они выступили против католичества и попыток прозелитизма со стороны католиков, которые небескорыстно предоставляли помощь русским эмигрантам, например предлагая обучать детей в обмен на перемену вероисповедания. Евразийцы выпустили сборник «Россия и латинство», в котором осудили унию, экуменизм и католическое богословие. Флоровский последний раз принял участие в евразийском издании «России и латинства» и покинул движение. Чтобы восполнить вакантное место богослова и философа, в движение был привлечён Л.П. Карсавин, который дебютировал в «Евразийском временнике» с противокатолической статьёй «Уроки отреченной веры» (1925). Карсавин внёс в евразийство много религиозно-философских идей, но они вступили в противоречие с концепциями Н.С. Трубецкого. Споры относительно идей «потенциального Православия», «симфонической личности» (концепция Карсавина) или «хоровой личности» (концепция Трубецкого) были постоянным фоном евразийских обсуждений и личной переписки. Евразийцы выступили противниками богословских мнений прот. Сергия Булгакова, которого подозревали в католических симпатиях, а его софиологию назвали богословским оформлением фрейдианства. По отношению к Русской Православной Церкви и РПЦЗ, католичеству и западным вероисповеданиям вообще, а также богословским мнениям прот. С. Булгакова евразийцы были единомысленны. Показаны отдельные оттенки мнений лидеров евразийского движения по отношению к религии и к Церкви, причины их противостояния с РПЦЗ и верность гонимой на Родине Русской Православной Церкви.
Об авторе
К. Б. ЕрмишинаРоссия
Ермишина Ксения Борисовна — кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
109240, Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Список литературы
1. Евразийство: Опыт систематического изложения. — Париж : Евразийское книгоиздательство, 1926. — 77 с.
2. Ермишина К. Б. «Любовь нужна пламенная…». Материалы к истории Братства Св. Софии: письма Н. С. Трубецкого и прот. С. Булгакова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. — 2008. — № 1(21). — С. 83–100.
3. Записки русской академической группы в США. — Нью-Йорк, 2011–2012. — Том XXXVII. — 550 с.
4. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. — София : Русско-болгарское книгоиздательство, 1921. — 125 с.
5. Карсавин Л. П. Церковь, личность, государство / публ. Б. Степанова // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2001–2002 годы. — М. : Три квадрата, 2002. — 880 с.
6. Мартинкус А. Соблазн могущества (трансформация «Русской идеи» в философии «классического» евразийства (1920—1929). — М. : Директ-Медиа, 2013. — 469 с.
7. Панченко В. Я. Социальная философия евразийства. — М. : Альфа-М, 2003. — 368 с.
8. Письма Трубецкого к П. Н. Савицкому // О русской философии / А. В. Соболев. — СПб. : Издательский дом «Мiр», 2008. — 495 с.
9. Половинкин С. М. Русский персонализм. — М. : Синаксис, 2020. — 1154 с.
10. Савицкий П. Н. Евразийство // Русский узел евразийства. — М. : Беловодье, 1997. — 525 с.
11. Соображения Н. С. Трубецкого по поводу записки Л. П. Карсавина «О церкви, личности и государстве» / публ. Б. Степанова // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2001–2002 годы. — М. : Три квадрата, 2002. — 880 с.
12. Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 294 с.
13. Степанов Б. Спор евразийцев о церкви, личности и государстве (1925–1927) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2001–2002 годы. — М. : Три квадрата, 2002. — 880 с.
14. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. — М. : Прогресс, 1995. — 798 с.
15. Трубецкой Н. С. Письма к П. П. Сувчинскому 1921–1928. — М. : Русский путь, 2008. — 382 с.
16. Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. — М. : Аграф, 1998. — 432 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ермишина К.Б. Религиозно-философские предпосылки евразийского движения: личная религиозность и теоретические основы. Ортодоксия. 2021;(4):186-211. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-186-211
For citation:
Ermishina K.B. Religious and Philosophical Prerequisites of the Eurasianism: Personal Religiosity and Theoretical Foundations. Orthodoxia. 2021;(4):186-211. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-186-211