Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

«Вехи» как постсекулярный манифест русской философии

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158

Аннотация

Статья посвящена сборнику статей «Вехи» (1909) Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка и А.С. Изгоева, проанализированному сквозь призму постсекуляризации, ставшей доминантой русской интеллектуальной культуры начала ХХ в. Это явление подразумевало быстрое прогрессирующее выдвижение различных форм религиозной философии в центр русской философской традиции для решения разнообразных проблем государства, общества, семьи, образования, что нашло отражение  и решение в статьях авторов «Вех». Сборник статей получил необычайную, главным образом критическую известность в кругах левой интеллигенции, что во многом сделало  эту книгу абсолютным философским бестселлером  в истории русской философской мысли. Принципиально антиутилитарная и антисциентистская, постсекулярная позиция сборника «Вехи», его критика политизированной беспочвенной интеллигенции были главными причинами ответных выпадов в адрес  «Вех». Секретом успеха сборника  была убедительная реконструкция сознания «среднего интеллигента». Этот слой дал России массу культурных деятелей, но он же породил людей амбициозных, считающих себя «солью земли», — безнациональных «апатридов», ненавистников всего русского и почитателей всего европейско-американского. Авторы «Вех» в числе первых в России показали, что плоды интеллигентской революции суть явления вненациональные, беспочвенные,  никак не связанные с коренными основами и традициями русской жизни. Интеллигентское политическое сознание безрелигиозно, основано на атеизме, но имеет немало сходств с религией, приобретает  черты своего рода атеистической псевдорелигии. Они подвергли резкой оправданной критике партийную непримиримость, любовь к крайностям, пристрастие к уравнительности, то есть те псевдорелигиозные качества интеллигенции имеют выраженную противокультурную, антинациональную направленность.

Об авторе

М. А. Маслин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Маслин Михаил Александрович — доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета, заслуженный профессор.

119192, Москва, Ломоносовский  проспект, д. 27, к. 4



Список литературы

1. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев: «Евразийство. Опыт систематического изложения»: сб. статей. — М. : Путь, 2005. — 270 с.

2. Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М. : ИМА-Пресс, 1990. — 285 с.

3. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 24–42.

4. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 43–84.

5. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. — М. : Русский путь, 2005. — 543 с.

6. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 85–108.

7. Ермичев А. А. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907–1917). Хроника заседаний. — СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2007. — 326 с.

8. Кейдан В. И. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 747 с.

9. Колеров М. А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. — СПб. : Алетейя, 1996. — 373 с.

10. Мелих Ю. Б. Иррациональное расширение философии Канта в России. — СПб. : Алетейя, 2014. — 343 с.

11. Мережковский Д. С. Семь смиренных // Вехи: Pro et Contra. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1998. — С. 100–110.

12. Ореханов Г., свящ. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. — 692 с.

13. Половинкин С. М. Московское психологическое общество // Русская философия : энцикл. — 3-е изд., дораб. и доп. / под общ. ред. М. А. Маслина. — М. : Мир философии, 2020. — С. 442–443.

14. Рогозянский А. Б. Постсекулярность: время возможностей или закат религиозных традиций? // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 3. — С. 58–57.

15. Струве П. Б. Коммунизм в Китае и десоветизация Маньчжурии // Дневник политика (1925–1935) / П. Б. Струве. — М. : Рус. путь ; Париж : YMCA-Press, 2004. — 871 с.

16. Троцкий Л. Д. Литература и революция. — М. : Политиздат, 1991. — 399 с.

17. Трубецкой Е. Н. К характеристике учения Маркса и Энгельса о значении идей в истории // Проблемы идеализма : сб. статей. — М., 2002. — С. 291–318.

18. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991. — 601 с.

19. Челпанов Г. Введение в философию. — Киев : Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. — 528 с.

20. Щипков В. А. Слово к читателю // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 3. — С. 7–10.

21. Milbank J. Theology & Social Theory: Beyond Secular Reason. — MA, Oxford, Victoria: Blackwell Publishing, 2006. — 484 p.

22. Walicki A. The Flow of Ideas. Russian Thought from the Enligtenment to the Religious-Philosophical Renaissance. — Frankfurt am Main, 2015. — 877 p.


Рецензия

Для цитирования:


Маслин М.А. «Вехи» как постсекулярный манифест русской философии. Ортодоксия. 2021;(4):135-158. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158

For citation:


Maslin M.A. Vekhi (Milestones) as a Post-Secular Manifesto of the Russian Philosophy. Orthodoxia. 2021;(4):135-158. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)