«Вехи» как постсекулярный манифест русской философии
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158
Аннотация
Статья посвящена сборнику статей «Вехи» (1909) Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка и А.С. Изгоева, проанализированному сквозь призму постсекуляризации, ставшей доминантой русской интеллектуальной культуры начала ХХ в. Это явление подразумевало быстрое прогрессирующее выдвижение различных форм религиозной философии в центр русской философской традиции для решения разнообразных проблем государства, общества, семьи, образования, что нашло отражение и решение в статьях авторов «Вех». Сборник статей получил необычайную, главным образом критическую известность в кругах левой интеллигенции, что во многом сделало эту книгу абсолютным философским бестселлером в истории русской философской мысли. Принципиально антиутилитарная и антисциентистская, постсекулярная позиция сборника «Вехи», его критика политизированной беспочвенной интеллигенции были главными причинами ответных выпадов в адрес «Вех». Секретом успеха сборника была убедительная реконструкция сознания «среднего интеллигента». Этот слой дал России массу культурных деятелей, но он же породил людей амбициозных, считающих себя «солью земли», — безнациональных «апатридов», ненавистников всего русского и почитателей всего европейско-американского. Авторы «Вех» в числе первых в России показали, что плоды интеллигентской революции суть явления вненациональные, беспочвенные, никак не связанные с коренными основами и традициями русской жизни. Интеллигентское политическое сознание безрелигиозно, основано на атеизме, но имеет немало сходств с религией, приобретает черты своего рода атеистической псевдорелигии. Они подвергли резкой оправданной критике партийную непримиримость, любовь к крайностям, пристрастие к уравнительности, то есть те псевдорелигиозные качества интеллигенции имеют выраженную противокультурную, антинациональную направленность.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. МаслинРоссия
Маслин Михаил Александрович — доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета, заслуженный профессор.
119192, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев: «Евразийство. Опыт систематического изложения»: сб. статей. — М. : Путь, 2005. — 270 с.
2. Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М. : ИМА-Пресс, 1990. — 285 с.
3. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 24–42.
4. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 43–84.
5. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ. — М. : Русский путь, 2005. — 543 с.
6. Гершензон М. О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция в России. — М. : Молодая гвардия, 1991. — С. 85–108.
7. Ермичев А. А. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907–1917). Хроника заседаний. — СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 2007. — 326 с.
8. Кейдан В. И. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. — М. : Языки русской культуры, 1997. — 747 с.
9. Колеров М. А. Не мир, но меч: Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902–1909. — СПб. : Алетейя, 1996. — 373 с.
10. Мелих Ю. Б. Иррациональное расширение философии Канта в России. — СПб. : Алетейя, 2014. — 343 с.
11. Мережковский Д. С. Семь смиренных // Вехи: Pro et Contra. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1998. — С. 100–110.
12. Ореханов Г., свящ. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. — 692 с.
13. Половинкин С. М. Московское психологическое общество // Русская философия : энцикл. — 3-е изд., дораб. и доп. / под общ. ред. М. А. Маслина. — М. : Мир философии, 2020. — С. 442–443.
14. Рогозянский А. Б. Постсекулярность: время возможностей или закат религиозных традиций? // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 3. — С. 58–57.
15. Струве П. Б. Коммунизм в Китае и десоветизация Маньчжурии // Дневник политика (1925–1935) / П. Б. Струве. — М. : Рус. путь ; Париж : YMCA-Press, 2004. — 871 с.
16. Троцкий Л. Д. Литература и революция. — М. : Политиздат, 1991. — 399 с.
17. Трубецкой Е. Н. К характеристике учения Маркса и Энгельса о значении идей в истории // Проблемы идеализма : сб. статей. — М., 2002. — С. 291–318.
18. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. — Вильнюс, 1991. — 601 с.
19. Челпанов Г. Введение в философию. — Киев : Тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1907. — 528 с.
20. Щипков В. А. Слово к читателю // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 3. — С. 7–10.
21. Milbank J. Theology & Social Theory: Beyond Secular Reason. — MA, Oxford, Victoria: Blackwell Publishing, 2006. — 484 p.
22. Walicki A. The Flow of Ideas. Russian Thought from the Enligtenment to the Religious-Philosophical Renaissance. — Frankfurt am Main, 2015. — 877 p.
Рецензия
Для цитирования:
Маслин М.А. «Вехи» как постсекулярный манифест русской философии. Ортодоксия. 2021;(4):135-158. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158
For citation:
Maslin M.A. Vekhi (Milestones) as a Post-Secular Manifesto of the Russian Philosophy. Orthodoxia. 2021;(4):135-158. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-4-135-158