Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Православная политическая философия Достоевского

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-242-268

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены основные идеи политической философии Ф. М. Достоевского и их органическая связь с целостностью его православного мировоззрения. Показано, что православный монархизм писателя опирался на те же самые высшие нравственные основания, на которых был основан и его художественный мир, и его понимание человека как духовного существа. Православная политическая философия Достоевского, не понятая его читателями из «образованного слоя», вместе с тем точно соответствовала официальной идеологической формуле «Православие. Самодержавие. Народность». На фоне обезбоженного мира, пророчески изображённого Достоевским, который он прозревал уже в веке XIX, его видение русского народа как «богоносца» и православной монархии как самой христианской и спасительной формы государственности являлось своего рода единственным «лучом света» в этом погибающем мире. Особую ценность политическая философия Достоевского имеет в качестве артикуляции массового народного сознания, которое уже при жизни Достоевского не было представлено в художественной и научной литературе, где в основном господствовала заимствованная в Европе идеология либерализма и демократизма. Достоевский выражал ту «культуру безмолвствующего большинства» народа, которая не была отражена в светской культуре того времени. В «Дневнике писателя» и других его текстах этот народно-православный взгляд на монархию получил рациональную формулировку и аргументацию. В статье выделены основные компоненты этой аргументации, которые показывают системность политических взглядов писателя, их глубоко продуманный и выстраданный характер. Достоевский не ошибся и в своих прогнозах о будущей революционной катастрофе в России и большом количестве её жертв. Он точно назвал её сущностную причину — захват России «бесами». Он назвал и последнюю надежду, которая остаётся у народа, — это покаяние и воцерковление. Актуальность политической философии Достоевского в современную эпоху обусловлена двумя факторами: она помогает понять реальное политическое мышление русского народа, которое существовало на протяжении многих веков, но до настоящего времени почти не исследовалось; она объясняет «архетипы» русского политического сознания, которые существовали во все времена вплоть до современности и остаются важным фактором российской истории.

Об авторе

В. Ю. Даренский
Луганский государственный педагогический университет
Россия

Даренский Виталий Юрьевич — доктор философских наук, профессор Луганского государственного педагогического университета

91031, Луганск, ул. Оборонная, 2



Список литературы

1. Алексеев П. В., Алексеева А. А. «Константинополь должен быть наш»: провиденциальные мотивы в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского // Мир культуры, науки, образования. — 2017. — № 6 (67). — С. 447–449.

2. Белинский В. Г. «Бородинская годовщина» В. Жуковского... Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду // Собр. соч. : в 9 т. — М. : Худож. лит., 1977. — Т. 2. — С. 109–118.

3. Белинский В. Г. Литературные мечтания (Элегия в прозе) // Собр. соч. : в 9 т. — М. : Худож. лит., 1976. — Т. 1. — С. 47–127.

4. Борисова В. В. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского в фокусе современных интерпретаций // Идеи и идеалы. — 2016. — № 2 (28). — С. 128–137.

5. Бочарова И. М., Волкова Е. А., Фролова Е. В. Монархизм и народность Ф. М. Достоевского в «Дневнике писателя» // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2018. — № 2 (46). — С. 1–7.

6. Булгаков С. Н. Христианский социализм. — Новосибирск : Наука, 1991. — 350 c.

7. Вернадский Г. В. Национальное творчество русского народа (Таврический голос. 1919. 8 (21) декабря. № 112 (262)) // Филимонов С. Б. Интеллигенция в Крыму (1917–1920): поиски и находки источниковеда. — Симферополь : ЧерноморПресс, 2006. — С. 122–124.

8. Достоевский Ф. М. Адрес Александру II, написанный Достоевским от имени Славянского благотворительного общества // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1990. — Т. 30. Кн. 2.

9. Достоевский Ф. М. Бесы. Подготовительные материалы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1974. — Т. 11.

10. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1981. — Т. 23.

11. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1983. — Т. 25.

12. Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1880 год // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1984. — Т. 26.

13. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Январь – апрель 1876 // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1981. — Т. 22.

14. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Январь 1881 // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1984. — Т. 27.

15. Достоевский Ф. М. Записи литературно-критического и публицистического характера из записных тетрадей 1872–1875 гг. // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1980. — Т. 21.

16. Достоевский Ф. М. Рукописные материалы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. : в 30 т. — Л. : Наука, 1982. — Т. 24.

17. Казаков Н. И. Об одной идеологической формуле Николаевской эпохи // Контекст-1989. — М. : Наука, 1989. — С. 5–45.

18. Мейендорф И., протопресв. Рим и Константинополь // Рим — Константинополь — Москва. Исторические и богословские исследования. — М. : ПСТГУ, 2006. — С. 13–43.

19. Мейендорф И., протопресв. Два понимания Церкви: Запад и Восток накануне Нового времени // Рим — Константинополь — Москва. Исторические и богословские исследования. — М. : ПСТГУ, 2006. — С. 57–80.

20. Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича // Творения Филарета Московского. — М. : Отчий дом, 1994. — 475 с.

21. Солоневич И. Л. Миф о Николае II // Солоневич И. Л. Наша страна. XX век. — М. : Изд-во журнала «Москва», 2001. — С. 77–106.

22. Тарасов Б. H. Дневник писателя // Русская философия. Энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина. — М. : Клуб Книговек, 2014. — С. 170–172.

23. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. — К. : Пролог, 2003. — 412 с.


Рецензия

Для цитирования:


Даренский В.Ю. Православная политическая философия Достоевского. Ортодоксия. 2021;(3):242-268. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-242-268

For citation:


Darensky V.Yu. Dostoevsky’s Orthodox Political Philosophy. Orthodoxia. 2021;(3):242-268. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-242-268

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)