Византизм Константина Леонтьева как общественный идеал и современная Россия
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-213-241
Аннотация
В статье рассматривается концепция византизма виднейшего отечественного мыслителя К. Н. Леонтьева и её значение для современной России. Делается парадоксальный вывод о безнадёжной актуальности идей Леонтьева для понимания особенностей современной России, её культурно-исторического типа и своеобразия. Очевидный повод задуматься об идеях Леонтьева для нас сегодня тот, что в истории ХХ века сбылось немало его предсказаний или пророчеств. По прогностической эффективности он особо выделяется на фоне других русских мыслителей. Леонтьев углубил и всесторонне продумал в цельном культурно-историческом и религиозно-политическом плане общепринятое представление о том, что Россия — преемница Византии в религиозном смысле. Опорными тезисами в его концепции византизма были три пункта: православие и царь, или восточное христианство и самодержавие, и их религиознополитический союз. Выделяются в этом общественном идеале его внешняя (деспотизм, различные социальные стеснения и неравенство) и внутренняя (интенсивная внутренняя духовная жизнь) стороны. Отмечается, что это две стороны одного целого, причём самой важной и фундаментальной является вторая, внутренняя сторона. Говорится о необходимом условии византизма как культурно-исторического типа на личностном уровне. Утверждается, что своего рода негласный и гибридный византизм продолжает и сегодня хранить и определять своеобразие России. Это негласный союз квазимонархической президентской власти, когда президент лишь формально-демократически приходит к власти, но не может демократически быть смещён. Крепкая авторитарная власть невозможна без внутренней готовности народа повиноваться «партии власти», если той удаётся поддерживать свой авторитет. Такая власть необходима для того, чтобы держать вместе разные народы, этносы и регионы России с их разными культурами и традициями. Эта национальная пестрота, с одной стороны, грозит России распадом, а с другой, является залогом её жизненности, её сложного цветения. Кроме того, византизм проявляется в сохранении важной общественной роли традиционных для России религий — в первую очередь православия — и связанных с ними традиционных моральных ценностей в жизни социума.
Об авторе
Ю. В. ПущаевРоссия
Пущаев Юрий Владимирович — кандидат философских наук, научный сотрудник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН, научный редактор журнала «Ортодоксия»
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Леонтьев — философ реакционной романтики // К. Н. Леонтьев: PRO ET CONTRA. — СПб. : РХГА, 1995. — Т. 1. — С. 208–234.
2. В. В. Розанов и К. Н. Леонтьев: материалы неизданной книги «Литературные изгнанники», переписка, неопубликованные тексты, статьи о К. Н. Леонтьеве, комментарии / сост. Е. В. Иванова. — СПб. : Росток, 2014. — 1180 с.
3. Козлов А. С. Современная англо-американская историография о политике СССР в 20–30-х гг. как проявлении «византизма» // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: сб. науч. трудов. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 40–48.
4. Корольков А. А. Пророчества Константина Леонтьева. — СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991. — 199 с.
5. Кремнев Г. Б. Константин Леонтьев и русское будущее: к 100-летию со дня смерти // К. Н. Леонтьев: PRO ET CONTRA. — СПб. : РХГА, 1995. — Т. 2. — С. 681–686.
6. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2005. — Т. 7 (Кн. 1). — С. 300–443. — Впервые опубликовано в 1876 г.
7. Леонтьев К. Н. Владимир Соловьёв против Данилевского // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2007. — Т. 8 (Кн. 1). — С. 316–417.
8. Леонтьев К. Н. Над могилой Пазухина // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2007. — Т. 8 (Кн. 1). — С. 445–460.
9. Леонтьев К. Н. Письма отшельника. Наше болгаробесие // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2005. — Т. 7 (Кн. 1). — С. 539–545.
10. Леонтьев К. Н. Плоды национальных движений на православном Востоке // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2007. — Т. 8 (Кн. 1). — С. 549–624.
11. Леонтьев К. Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К. Н. Полн. собр. соч. и писем : в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2007. — Т. 8 (Кн. 1). — С. 159–233.
12. Леонтьев К. Н. Чем и как либерализм наш вреден // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство / под общ. ред. Г. Б. Кремнева. — М. : Республика, 1996. — С. 267–278.
13. Льюис К. С. Просто христианство // Льюис К. С. Христианство. — М. : АСТ, 2020. — С. 109–320.
14. Маковицкий Д. П. Яснополянские записки // Литературное наследство. Т. 90: У Толстого. 1904–1910: «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого. Кн. 1: 1904–1905. — М. : АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, 1979. — Т. 90. — 543 с.
15. Тихомиров Л. А. Русские идеалы и К. Н. Леонтьев // Тихомиров Л. А. Критика демократии. — М. : Изд-во журнала «Москва», 1997. — С. 505–516.
16. Трубецкой С. Н. Разочарованный славянофил // К. Н. Леонтьев: PRO ET CONTRA. — СПб. : РХГА, 1995. — Т. 1. — С. 123–159.
17. Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. — М. : Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2009. — 680 с.
18. Фетисенко О. Л. Гептастилисты: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX — первой четверти ХХ века). — СПб. : Пушкинский Дом, 2012. — 784 с.
Рецензия
Для цитирования:
Пущаев Ю.В. Византизм Константина Леонтьева как общественный идеал и современная Россия. Ортодоксия. 2021;(3):213-241. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-213-241
For citation:
Pushchaev Yu.V. Konstantin Leontiev’s Concept of Byzantism as a Social Ideal and Modern Russia. Orthodoxia. 2021;(3):213-241. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-213-241