Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Историософия Н. Я. Данилевского: единство теории и практики

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-174-195

Полный текст:

Аннотация

В статье в качестве предмета исследования выбрана система представлений мыслителя о современной ему действительности, соотнесённая с его теоретическим видением всемирно-исторического процесса. Новизна работы обуславливается тем, что творческое наследие Н. Я. Данилевского преимущественно изучалось философами которых, в первую очередь интересовала сформулированная им новая методология истории. Однако понять теорию Данилевского и избавить её от стереотипов, закрепившихся за ней в конце XIX — начале XX века, нельзя без комплексного рассмотрения его взглядов. Его теория не может раскрыться без анализа его трактовки исторического пути России и его связи с судьбой славянства в целом. В исследовании последовательно анализируются теория культурно-исторических типов, трактовка Данилевского истории России и Восточного вопроса, а также его проект создания Всеславянского союза. По итогам исследования автор статьи пришёл к следующим выводам. Несмотря на то что Данилевский выступил с критикой позитивизма, он не смог в своих теоретических построениях преодолеть его влияние. Отрицая наличие единой линии прогресса в истории, он ввёл понятие «основности» цивилизаций, которые с течением времени только усложняются. Это усложнение легко представить в виде прямой, всегда направленной верх. Данилевский идеализировал социально-политическое развитие России, полагая, что все проблемы решены крестьянской реформой 1861 г. Мыслитель опасался, что германо-романская цивилизация не даст славянскому культурно-историческому типу развиться, поэтому красной нитью через весь труд «Россия и Европа» проходит мотив «борьбы», но не агрессивной, а оборонительной, результатом которой должно было стать создание славянской федерации — Всеславянского союза. Оно представлялось Данилевскому как союз равноправных членов.

Интерес к труду Данилевского сохраняется и в настоящее время. Автор «России и Европы» попытался оспорить европоцентристский подход в рассмотрении всемирно-исторического процесса, заявив о ценности каждой цивилизации. Эта мысль более чем актуальна в наше время, когда довольно остро встала проблема своеобразия и уникальности разных культур и цивилизаций.

Об авторе

А. В. Хорошева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Хорошева Анна Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России XX–XXI вв. исторического факультета, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, Москва, Ленинские горы, д. 1



Список литературы

1. Аксаков И. С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева. Репринтное воспроизведение издания 1886 года. — М. : АО «Кн. и бизнес», 1997. — 327 с.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — СПб. : Эксмо, 1995. — 640 с.

3. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 9 т. — М. : Астрель, 2004. — Т. 9. Кн. 1: Дневник писателя. — 603 с.

4. Кареев Н. И. Теория культурно-исторических типов (Н. Я. Данилевский: Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. — 4-е изд. — СПб., 1889) // Русская мысль. Год десятый, кн. IX. — 1889. — С. 1–32.

5. Леонтьев К. Н. Владимир Соловьёв против Данилевского // Храм и Церковь. — М. : АСТ, 2003. — 636 с.

6. Никитин С. А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в 50–70-х гг. XIX в. — М. : Наука, 1970. — 328 с.

7. Розанов В. В. Литературные изгнанники. — М. : Республика. 2001. — 477 с.

8. Семёнов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. — Петроград : изд. семьи, 1917. — Т. 1. — 322 с.

9. Соловьёв В. С. Россия и Европа // Сочинения: в 2-х тт. — М. : Правда. 1989. — Т. 1. — С. 333–396.

10. Страхов Н. Н. Жизнь и труды Н. Я. Данилевского// Данилевский Н. Я. Россия и Европа. — СПб. : Эксмо, 1995. — 562–578.

11. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. — М . : Наука. 1978. — 279 с.

12. Фадеев Р. А. Мнение о восточном вопросе // Кавказская война. — М. : Эксмо: Алгоритм, 2003. — 634 с.

13. Хорошева А. В. «Удел России — удел счастливый…»: Историософия Н. Я. Данилевского. — М. : Изд-во Московского гос. университета, 2015. — 300 с.


Рецензия

Для цитирования:


Хорошева А.В. Историософия Н. Я. Данилевского: единство теории и практики. Ортодоксия. 2021;(3):174-195. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-174-195

For citation:


Khorosheva A.V. Historiosophy by N. Ya. Danilevsky: the Union of Theory and Practice. Orthodoxia. 2021;(3):174-195. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-174-195

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)