Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Катков: московский трибун у церковных врат

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-155-173

Полный текст:

Аннотация

Устоявшийся в массовом сознании традиционный образ видного российского консерватора второй половины XIX в., знаменитого издателя «Московских ведомостей» М. Н. Каткова как «защитника традиционных ценностей» с самого начала подвергался сомнению. Ловкого оппортуниста, вовремя и ради личных амбиций поддержавшего власть, видели в нём представители самых разных идейных лагерей — либералы-западники, славянофилы, националисты из редакции «Нового времени». Притом что выступления в защиту Церкви в катковской публицистике и на страницах его изданий действительно присутствовали, в самой системе его идеологических воззрений они занимали далеко не первое, а во многом скорее инструментальное место — что в своё время не раз отмечали и славянофилы, и собственно церковные традиционалисты, такие как Т. И. Филиппов и К. Н. Леонтьев. Реабилитировала Каткова в этом отношении советская историография, в упрощённой форме указавшая на единство «либерального» и «консервативного» периодов его деятельности. Упрощённо-идеологизированный образ Каткова никуда не исчез и из современных исследований. Постсоветские, особенно консервативно настроенные, авторы нередко представляют Каткова последовательным монархистом-охранителем и не менее последовательным православным консерватором. Вместе с тем катковская политическая идеология предполагала превращение России в централизованное и гомогенное национальное государство европейского типа, в котором не было места никаким status in statu. Сохраняя безусловную лояльность Православной Церкви, московский публицист отказывал ей в политической субъектности. Пропагандируя же «русское католичество» и «русский иудаизм», Катков впервые в отечественной консервативной традиции отделил русскую национальную идентичность от религии как таковой и православия в частности.

Об авторе

А. Э. Котов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Котов Александр Эдуардович — доктор исторических наук, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета

199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5



Список литературы

1. Гаврилов И. Б. М. Н. Катков как «охранитель» православной Церкви (по материалам журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости» // Актуальные вопросы церковной науки. — 2019. — № 2. — С. 268–270.

2. Колюпанов Н. П. Биография А. И. Кошелева. М. : Тип. т-ва И. Н. Кушнеров и Ко, 1892. — Т. 2. — 436 с.

3. Котов А. Э. «Царский путь» Михаила Каткова: идеология бюрократического национализма в политической публицистике 1860– 1890-х гг. — СПб. : Владимир Даль, 2016. — 487 с.

4. Котов А. Э. «Зевса в Акрополе слепок»: русская журналистика над могилой М. Н. Каткова // Русско-византийский вестник. — 2019. — № 1 (2). — С. 222–243.

5. Ленин В. И. Карьера // Полное собрание сочинений. — М. : Изд-во политической литературы, 1973. — Т. 22. — С. 43–44.

6. Леонтьев К. Н. Письма Николаю Уманову (1888–1889) // Самопознание. — 2015. — № 3. — С. 35–41.

7. Леонтьев К. Н. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. — СПб. : Владимир Даль, 2006. — Т. 7 (2). — 1022 с.

8. Любимов Н. А. Против течения. Беседы о революции. Наброски и очерки в разговорах двух приятелей // Русский вестник. — 1882. — № 1. — С. 313–402.

9. Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. — М. : Алгоритм, 2003. — 544 с.

10. Перевалова Е. В. Защита православия в изданиях М. Н. Каткова: журнале «Русский вестник» и газете «Московские ведомости» // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2016. — № 4. — С. 71–81.

11. Печерин В. С. Apologia pro vita mia. Жизнь и приключения русского католика, рассказанные им самим. — СПб. : Нестор-История, 2011. — 861 с.

12. По поводу письма г-жи Евгении Тур // Современная летопись. — 1860. — № 8. — C. 468–488.

13. Пресняков А. Е. Воспоминания Е. М. Феоктистова и их значение // Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. — М. : Новости, 1991. — С. 5–12.

14. Пророки Византизма. Переписка К. Н. Леонтьева и Т. И. Филиппова. — СПб. : Пушкинский дом, 2012. — 732 с.

15. Тур Е. Госпожа Свечина // Русский вестник. — 1860. — Т. 25, № 7. — С. 362–392.

16. Тур Е. Письмо к редактору // Современная летопись. — 1860. — № 8. — С. 406–411.

17. Фетисенко О. Л. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики. — СПб. : Пушкинский дом, 2012. — 784 c.

18. Холмогоров Е. С. Национализм центростремительного движения: политическая метафизика Михаила Каткова // Тетради по консерватизму. — 2018. — № 2. — С. 151–200.

19. Чернышевский Н. Г. История из-за г-жи Свечиной // Полное собрание сочинений: в 15 т. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1950. — Т. 7. Статьи 1860–1861 годов. — С. 300–324.

20. Thaden E. C. Conservative Nationalism in Nineteenth-Century Russia. — Seattle : University of Washington Press, 1964. — 272 p.


Рецензия

Для цитирования:


Котов А.Э. Катков: московский трибун у церковных врат. Ортодоксия. 2021;(3):155-173. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-155-173

For citation:


Kotov A.E. Katkov: Moscow Publicist at the Church Gates. Orthodoxia. 2021;(3):155-173. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-155-173

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)