Наследие А. С. Хомякова в призме историографии: вехи концептуального осмысления
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-116-154
Аннотация
Рассматриваются вехи историографии наследия А. С. Хомякова с конца XIX в. до наших дней. Приоритетное внимание уделено трудам, имеющим самостоятельную теоретическую, концептуальную ценность. Демонстрируются особенности первых трудов о Хомякове в 1870–1880-е гг. с особенным вниманием к его религиозным взглядам. Проанализированы первые попытки указать на важность социально-политических позиций мыслителя. Рассмотрены существенные особенности работ Ю. Ф. Самарина, А. В. Горского, В. С. Соловьёва, П. И. Линицкого, Н. П. Колюпанова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Лясковского, Е. А. Лебедевой. Показано, что на раннем этапе взгляды Хомякова подвергались сомнению со стороны Соловьёва, Леонтьева, Линицкого как не вполне православные. Вместе с тем в 1890–1900-е гг. начинается волна апологетических монографий и статей о Хомякове, канонизирующих его образ как «учителя Церкви» (книги Колюпанова, Лясковского и Лебедевой). Проанализированы фундаментальные труды о Хомякове начала XX в., принадлежащие В. З. Завитневичу, Н. А. Бердяеву, П. А. Флоренскому, Б. Щеглову. Трёхтомный труд Завитневича явился скорее компилятивным сводом биографических сведений, чем самостоятельным апологетическим произведением, и подвергся плодотворному критическому обсуждению со стороны Флоренского и Бердяева. Монография Щеглова, изданная в 1917 г. и оставшаяся незавершённой, подвела итог дореволюционному этапу исследований взглядов А. С. Хомякова. Представлен очерк истории изучения хомяковского наследия в Русском Зарубежье. Даны оценки апологии Хомякова в работах о. Георгия Флоровского и Н. М. Зернова. Показано принципиальное значение работы польского исследователя А. Валицкого как поворотного момента в историографии Хомякова. Рассмотрены особенности монографий советских историков 80-х гг. Оценён их вклад в прояснение социальноэкономической позиции Хомякова, его участия в крестьянской реформе, его специфического положения между консервативным самодержавием и умеренной либеральной оппозицией. Продемонстрирована непоследовательность и невнятность терминологических определений социально-политической позиции Хомякова у советских исследователей, достигавшая критических размеров в теории Янковского о «патриархальной либеральной утопии» славянофилов. Уделено внимание изменению акцентов в российских и зарубежных работах о Хомякове постсоветского периода. На основании анализа статей 2019–2021 гг. сделаны выводы о современных тенденциях развития истории изучения наследия Хомякова.
Об авторе
М. В. МедоваровРоссия
Медоваров Максим Викторович — кандидат исторических наук, доцент кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Список литературы
1. Афанасьев В. В. Алексей Степанович Хомяков. Краткое жизнеописание подвижника благочестия // Духовный арсенал. — 2021. — № 2(4). — С. 90–105.
2. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. — Париж : YMCAПресс, 1997. — 578 с.
3. Бердяев Н. А. Хомяков и свящ. Флоренский // Типы религиозной мысли в России. — Париж : YMCA-Пресс, 1989. — С. 567–579.
4. Валицкий А. В кругу консервативной утопии? Структура и метаморфозы русского славянофильства. — М. : Новое литературное обозрение, 2019. — 704 с.
5. [Горский А. В.] Замечания А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова // Богословский вестник. — 1900. — № 11. — С. 516–543.
6. Гусева А. А. А. С. Хомяков в защиту сельской общины // Аграрная наука — сельскому хозяйству: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. — Барнаул : Алтайский аграрный государственный университет, 2019. — С. 405–406.
7. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. — М. : Мысль, 1983. — 272 с.
8. Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1. Кн. 1. Молодые годы, общественная и научно-историческая деятельность Хомякова. — Киев : Тип. И. И. Горбунова, 1902. — 866 с.
9. Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. 1. Кн. 2. Труды Хомякова в области богословия. — Киев : Тип. И. И. Горбунова, 1902. — С. 867–1422.
10. Завитневич В. З. Алексей Степанович Хомяков. Т. 2. Система философско-богословского мировоззрения Хомякова. — Киев : О-во Петра Барского, 1913. — 306 с.
11. Извекова Т. Ф. Вера и знание в традиции русской религиозной философии (А. С. Хомяков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский) // Социология. — 2021. — № 3. — С. 181–187.
12. Каменский З. А. Московский кружок любомудров. — М. : Наука, 1980. — 327 с.
13. Карпи Г. Были ли славянофилы либералами? // Вопросы истории. — 2002. — № 9. — С. 112–119.
14. Китаев В. А. Славянофильство и либерализм (историографические заметки) // Вопросы истории. — 1989. — № 1. — С. 133–143.
15. Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. 1. Молодые годы Александра Ивановича. Кн. 2. Воспитание и первоначальная служба Александра Ивановича Кошелева. — М. : Тип. тов-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1889. — 443 с.
16. Колюпанов Н. П. Очерк философской системы славянофилов // Русское обозрение. — 1894. — № 7. — С. 6–22; № 8. — С. 489–504; № 9. — С. 85–104; № 10. — С. 546–565; № 11. — С. 48–71.
17. Е. Л. [Е. А. Лебедева] Алексей Степанович Хомяков. — СПб. : Тип. В. Д. Смирнова, 1896. — 65 с.
18. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872—1891). — М. : Республика, 1996. — 799 с.
19. Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм: опыт систематического обозрения того и другого. — Киев : Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1882. — 255 с.
20. Линицкий П. И. Славянофильство и либерализм (западничество): опыт систематического обозрения. — М. : Либроком, 2012. — 259 с.
21. Лясковский В. Н. Алексей Степанович Хомяков // Русский архив. — 1896. — № 11. — С. 337–510.
22. Медоваров М. В. Контакты А. С. Хомякова и У. Палмера в контексте истории отношений между Русской Православной и Англиканской Церквями // Русско-византийский вестник. — 2021. — № 1(4). — С. 22–31.
23. Медоваров М. В. Переписка А. С. Хомякова и У. Палмера в истории русско-английских религиозных контактов // Три стихотворения Алексея Хомякова в переводе Уильяма Палмера. — Богучарово : Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ), 2020. — С. 26–36.
24. «Преемство от отцов»: Константин Леонтьев и Иосиф Фудель: Переписка. Статьи. Воспоминания / сост. О. Л. Фетисенко. — СПб. : Владимир Даль, 2012. — 784 с.
25. Рудницкая Е. Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. — М. : Эдиториал УРСС, 1999. — 272 с.
26. Самарин Ю. Ф. Предисловие // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. — 3-е изд. — Т. 2. — М. : Унив. тип. М. Каткова, 1886. — С. I–XXXVII.
27. Самарин Ю. Ф. Программа предисловия ко II тому сочинений А. С. Хомякова // Русское обозрение. — 1895. — № 10. — С. 28–32.
28. Соловьёв В. С. Новая защита старого славянофильства (Ответ Д. Ф. Самарину) // Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М. : Правда, 1989. — С. 501–512.
29. Соловьёв В. С. Славянофильство и его вырождение // Сочинения: в 2 т. Т. 1. — М. : Правда, 1989. — С. 433–500.
30. Сороколетова О. В. А. С. Хомяков как целостная личность: взгляд через призму его религиозно-философского наследия // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. — 2020. — № 1–2 (44– 45). — С. 59–63.
31. Тесля А. А. Концепция славянофильства Анджея Валицкого в историографическом кругу // Валицкий А. В кругу консервативной утопии? Структура и метаморфозы русского славянофильства. — М. : Новое литературное обозрение, 2019. — С. 677–695.
32. Тесля А. А. «Не окрестил ты Альбиона»: Англия А. С. Хомякова // Три стихотворения Алексея Хомякова в переводе Уильяма Палмера. — Богучарово : Тульский историко-архитектурный музей (ТИАМ), 2020. — С. 2–11.
33. Тихомиров Л. А. Русские идеалы и К. Н. Леонтьев // Русское обозрение. — 1894. — № 7. — С. 867–882.
34. Устрялов Н. В. Национальная проблема у первых славянофилов // Русская мысль. — 1916. — № 10. — С. 1–22.
35. Фетисенко О. Л. Константин Аксаков в поле зрения и круге чтения Константина Леонтьева // Христианское чтение. — 2016. — № 1. — С. 34–43.
36. Флоренский П. А. [Рецензия на:] Завитневич В. В. Алексей Степанович Хомяков // Богословский вестник. — 1916. — № 7–8. — С. 516–581.
37. Флоренский П. А. Около Хомякова (Критические заметки) // Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. — М. : Мысль, 1996. — С. 278– 336.
38. Флоровский Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Славянский глас. — Т. 1. — София, 1921. — С. 59–77.
39. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — М. : Институт русской цивилизации, 2009. — 848 с.
40. Фудель И. И. Культурный идеал К. Н. Леонтьева // Русское обозрение. — 1895. — № 1. — С. 257–280.
41. Цимбаев Н. И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. — М. : Изд-во Московского гос. университета, 1986. — 271 с.
42. Щеглов Б. Ранние славянофилы. Ч. 1. К вопросу о сущности учения А. С. Хомякова. — Киев : Тип. 1-й Киевской артели печатного дела, 1917. — 135 с.
43. Щипков В. А. Отношение к категориям религиозного и светского у основоположников славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин) // Тетради по консерватизму. — 2019. — № 2. — С. 219–234.
44. Янковский Ю. З. Патриархально-дворянская утопия. Страница русской общественно-литературной мысли 1840–1850-х годов. — М. : Художественная литература, 1981. — 373 с.
45. Christoff P. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study of Ideas. — The Hague : Mouton, 1961. — 301 p.
46. Hughes M. J. Moscow Slavophilism 1840–1865: A Study in Social Change and Intellectual Development. — London : University of London, 1991. — 412 p.
47. Hughes M. J. State and Society in the Political Thought of Moscow Slavophiles // Studies in East European Thought. — 2000. — Vol. 52, No. 3. — P. 159–183.
48. Riasanovsky N. V. Russia and the West in the Teaching of the Slavophiles: A Study of Romantic Ideology. — Harvard : Harvard University Press, 1952. — 244 p.
49. Zernov N. M. Three Russian prophets: Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev. — London : SCM Press Ltd., 1944. — 171 p.
Рецензия
Для цитирования:
Медоваров М.В. Наследие А. С. Хомякова в призме историографии: вехи концептуального осмысления. Ортодоксия. 2021;(3):116-154. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-116-154
For citation:
Medovarov M.V. Aleksey Khomyakov’s Heritage in the Light of Historiography: Milestones of Conceptual Understanding. Orthodoxia. 2021;(3):116-154. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2021-3-116-154