Богословско-антропологические идеи К. Д. Ушинского и социально-гуманитарное ядро новой модели российского образования
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-82-97
Аннотация
Статья посвящена анализу концептуальных элементов методологических идей в наследии К. Д. Ушинского, важных, по мнению авторов, для разработки социально-гуманитарного ядра российского образования. Это представляется важным в контексте становления новой парадигмы высшего образования в России, формирующейся в ходе реформы, направленной на минимизацию издержек Болонской системы и поиск национальной модели. Актуальность исследования обусловлена стратегической важностью реформы (запущенной Указами Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 и № 343 от 12.05.2023, посланием Федеральному Собранию 2023 года), требующей методологического обоснования синтеза лучших практик советского периода, современных запросов экономики и социума, а также традиционных духовно-нравственных ценностей.
В статье проводится анализ нормативно-правовых документов и официальных публичных выступлений в контексте ключевых идей К. Д. Ушинского (принцип народности, антропологический подход, роль семьи), а также богословский и педагогический анализ онтологических и аксиологических оснований его системы, в частности её теологических оснований; контекстуальный анализ для демонстрации преемственности идей Ушинского в современной образовательной политике и культурном пространстве.
Показано, что современная реформа российского образования, которая ориентирована на гибкость, фундаментализацию и увязывание экономических запросов с личностными траекториями, испытывает дефицит ценностно-мировоззренческого обоснования. Педагогическая система К. Д. Ушинского, основанная на антропологическом подходе («узнать человека во всех отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях»), принципе народности («соответствие воспитания историческим и культурным особенностям народа») и признании семьи аксиологической основой нравственного и интеллектуального развития личности («первая школа нравственности»), предоставляет необходимый методологический фундамент. Идеи К. Д. Ушинского органично включают православное мировоззрение как культурный код, транслируемый через «проживание» традиции, а не дидактику, что особенно актуально для формирования социально-гуманитарного ядра современного образования. Синтез педагогики Ушинского с принципами православной антропологии создаёт альтернативу технократизму и обеспечивает культурный суверенитет, где нравственная целостность педагога выступает ключевым императивом.
Полученные выводы имеют практическую значимость для формирования универсального социально-гуманитарного ядра современного образования. Теоретическая значимость заключается в обосновании необходимости интеграции историко-педагогического наследия (в частности, онтологически целостной модели К. Д. Ушинского) и традиционных духовно-нравственных ценностей в методологию современной образовательной политики России, обеспечивая её устойчивость перед современными вызовами ценностного релятивизма. Исследование подтверждает, что подлинное образование есть целостное формирование личности, требующее от педагога роли «живого моста» между традицией и новациями.
Ключевые слова
Об авторах
Д. В. ШмонинРоссия
Дмитрий Викторович Шмонин — доктор философских наук, профессор, директор Института теологии СПбГУ.
Санкт-Петербург, Университетская набережная 7-9-11
В. И. Петров
Россия
Вадим Игоревич Петров — священник, аспирант, Институт теологии СПбГУ.
Санкт-Петербург, Университетская набережная 7-9-11
Список литературы
1. Нестеров М. В. Письма. Избранное / сост. А. А. Русакова. — Л. : Искусство, 1988. — 396 с.
2. Светлов Р. В. Историческая память как основа национальной идентичности // Вопросы философии. — 2020. — № 5. — С. 27–35.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. — М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948–1952.
4. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. — 1948. — 655 с.
5. Т. 3: Педагогические статьи 1862–1870 гг. — 1948. — 678 с.
6. Т. 4: Родное слово: кн. для учащих. — 1949. — 420 с.
7. Т. 6: Педагогические статьи 1860–1862 гг.; Родное слово: кн. для детей; Статьи. — 1949. — 447 с.
8. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1. — 1950. — 776 с.
9. Т. 9: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2. — 1950. — 628 с.
10. Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М. : Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2021. — Т. 62. — С. 376–378.
11. Шмонин Д. В. В тени столетий: православное образование в исторической перспективе. — СПб. : Алетейя, 2018. — 228 с.
12. Шмонин Д. В. Педагогика в поисках смыслов: философско-образовательные этюды. — М. : НОФМО, 2021. — 176 с.
13. Шмонин Д. В. Педагогика в поисках смыслов. — М. : ПСТГУ, 2022. — 200 с.
14. Шмонин Д. В. Философия образования: традиции и перспективы. — М. : ПСТГУ, 2020. — 315 с.
15. Шмонин Д. В. Христианские основания педагогики. — М. : НОФМО, 2021. — 176 с.
16. Шмонин Д. В. Христианские основания русской педагогики: от Киевской Руси к цифровой эпохе. — М. : ПСТГУ, 2020. — 315 с.
17. Щипков А. В. Политическая философия русской традиции. — М. : Ключ-С, 2021. — 416 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шмонин Д.В., Петров В.И. Богословско-антропологические идеи К. Д. Ушинского и социально-гуманитарное ядро новой модели российского образования. Ортодоксия. 2025;(2):82-97. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-82-97
For citation:
Shmonin D.V., Petrov V.I. The Theological and Anthropological Ideas of Konstantin Ushinsky and the Socio-Humanistic Core of the New Model of Russian Education. Orthodoxia. 2025;(2):82-97. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-82-97

















