Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Цивилизационные духовно-нравственные основания российского образования: стратегия восстановления суверенных потенциалов

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-28-57

Аннотация

В статье рассматриваются методологические и цивилизационно-антропологические основания формирования суверенной модели российского образования. Акцентируется внимание на необходимости отказа от заимствований западных образовательных подходов, неадекватных российской духовной и культурной традиции. В качестве альтернативы предлагается возврат к традиционным духовно-нравственным ценностям и к отечественной педагогической модели, выстроенной на принципах православной антропологии, идее преображения личности и коллективного воспитания.

Центральной идеей выступает рассмотрение образования как механизма цивилизационного воспроизводства, неотделимого от трансляции идентичности и ценностей. Особое внимание уделяется понятиям добра и зла, определяющих матрицу воспитательной деятельности. Подчёркивается, что суверенная система образования — это не просто технологический институт, а аксиологически защищённая структура, способная обеспечить историческое и духовное воспроизводство цивилизации.

Об авторе

В. Э. Багдасарян
Государственный университет просвещения
Россия

Вардан Эрнестович Багдасарян — доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права.

105005, Москва, ул. Радио, 10А



Список литературы

1. Алексеев В. Г. Гербарт, Штрюмпель и их педагогические системы. — Юрьев : тип. К. Маттисена, 1907. — 112 с.

2. Багдасарян В. Э. Крупская и педагогическая эпоха. — М. : МГОУ, 2019. — 180 с.

3. Багдасарян В. Э. Российское образование: выбор пути. — М. : Отчий дом, 2019. — 336 с.

4. Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Сильвестр (Лукашенко), архим. Традиционные ценности как основа нового мировоззренческого строительства. — Ярославль : Шукаев и семья, 2024. — 296 с.

5. Багдасарян В. Э., Куренкова Е. А. Исторический процесс в воззрениях К. Д. Ушинского // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. — 2023. — № 2. — С. 8–17.

6. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим. Педагогические системы: цивилизационно-ценностные основания. — Ярославль : Индиго, 2023. — 418 с.

7. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения. — Ярославль : ОАО «СПК», 2022. — 256 с.

8. Васечко В. Н., иерей. Сравнительное богословие. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. — 100 с. Васильева Е. Д. Конфуцианские ценности как доминанта культурного профиля Сингапура // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 2 (68). — С. 61–67.

9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — С. 61–272.

10. Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. — М. : Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1894. — 763 с.

11. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. — 1990. — № 4. — С. 127–163.

12. Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой учёный. — 2014. — № 21. — С. 626–629.

13. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. : ИНТОР, 1996. — 544 с.

14. Дугин А. Г., Малафеев К. В., Ткачёв А., прот. Азбука традиционных ценностей. — М., 2023. — 96 с.

15. Дьюи Д. Демократия и образование. — М. : Педагогика-пресс, 2000. — 384 с.

16. Дьюи Д. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку. — М. : Карапуз, 2009. — 348 с.

17. Дьюи Д. Школа и общество. — М. : Работник просвещения, 1925. — 127 с.

18. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы) : сб. науч. трудов. — М. : Академия педагогических наук СССР, 1990. — 143 с.

19. Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. — СПб. : Речь, 2007. — 912 с.

20. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М. : Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.

21. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова : в 2 т. — М. : Изд-во Московской Патриархии, 1993. — Т. 1. — 470 с.

22. Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л. : Изд-во Брокгауз–Ефрон, 1925. — 43 с.

23. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность. — М. : Изд-во Московской Патриархии, 2024. — 144 с.

24. Клейберг Ю. А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятие, подходы, типология, характеристика // Общество и право. (Краснодар). — 2012. — № 4 (41). — С. 329–334.

25. Климент Александрийский. Педагог. — СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2018. — 345 с.

26. Локк Дж. Сочинения в трёх томах. — М. : Мысль, 1988. — Т. 3. — 668 с.

27. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. — СПб. : Алетейя, 1997. — 340 с.

28. Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. — СПб. : Византинороссика, 1997. — 440 с.

29. Осипова С. И., Богданова А. И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 6. — С. 114–131.

30. Очерки истории западного протестантизма / под ред. Кислова А. А. — М. : Институт всеобщей истории РАН, 1995. — 256 с.

31. Рогачёва Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст. — Владимир : ВГПУ, 2005. — 333 с.

32. Сабинина М. В. И. Ф. Гербарт и его педагогика. — СПб. : тип. В. С. Балашева, 1888. — 31 с.

33. Саяхов Р. Л., Аминов Т. М. Исламская педагогика : учеб. — Уфа : Изд-во БГПУ, 2019. — 160 с.

34. Сергий (Страгородский), митрополит Московский и Коломенский. Православное учение о Спасении. — М. : Общество памяти игумении Таисии, 2011. — 320 с.

35. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948–1950. — Т. 8. — 775 с.

36. Фогель А. Философские основания педагогии: Локк, Кант, Гегель, Шлейермахер, Гербарт, Бенеке: Введение к пониманию научной педагогии. — Митава : журнал «Гимназия», 1892. — 134 с.

37. Харичев А. Д., Полосин А. В., Селезнёва А. В. Основы российской государственности: учеб. пособие. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2024. — 448 с.

38. Чувашев И. В. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Семья и школа. — 1950. — № 2. — С. 5–8.

39. Шахназаров В. Г. Философско-антропологические воззрения К. П. Победоносцева и М. Н. Каткова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. — Н. Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет, 2009. — 181 с.

40. Шевченко М. М. Император Николай I и ведомство народного просвещения // Философский век. — Вып. 6. — СПб., 1998. — С. 100–117.

41. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. — М. : Про-Пресс, 2001. — 576 с.

42. Bagdasaryan V. E., Fedulin A. A. Historical Variability of Anthropological Models and Categorical Essence of Human Nature // Bylye Gody. — 2013. — № 28 (2). — С. 11–17.


Рецензия

Для цитирования:


Багдасарян В.Э. Цивилизационные духовно-нравственные основания российского образования: стратегия восстановления суверенных потенциалов. Ортодоксия. 2025;(2):28-57. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-28-57

For citation:


Bagdasaryan V.E. Civilizational, Spiritual and Moral Foundations of Russian Education: A Strategy for Restoring Sovereign Potentials. Orthodoxia. 2025;(2):28-57. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-28-57

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)