Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Христианские духовно-нравственные ценности в образовании

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-11-27

Аннотация

Рассмотренная в статье проблематика современного образования показывает необходимость обращения к традиционной христианской аксиологии. Прагматизация и гуманизм как основные направления современной цивилизации приводят к «обессловесиванию» человеческой природы и бытия. В то же время сфера новых технологий стала для многих новой религией, заменяющей прежнюю «квазиверу» в прогресс. В результате индустриализации и механизации жизни и системы образования волевое начало в человеке деградирует, развивается стремление к комфорту и власти, что приводит к деменции и дезактуализации личностности, развитию тоталитаризма и кастовости. Мы должны задуматься, сможем ли мы сказать своё слово в регулировании этих вопросов не деньгами, не чьей-то идеологией, а духовными жизненными принципами?

В решении этих проблем важна разница восточного православного и западного ответов на вопрос о развитии и путях системы образования. Православной аксиологии свойственны христоцентризм, иерархичность и высший приоритет ипостаси. Богочеловек Христос является устроителем иерархии нового человечества. Нетварные божественные энергии присутствуют в иерархии человека, и приобщение им возможно только через ипостась. В формировании системы образования важно также осмысление понятия «знание», которое не природно, но ипостасно-природно.

В процессе раскрытия христианской восточной аксиологии важно показать сочетание теоретической деятельности с практикой, поэтому в воспитании велика роль исторических героев и святых далёкого и близкого нам времени. Исходя из конкретных примеров их судеб и нравственности, мы можем показывать глубинную связь современной жизни с духовностью и верой.

Христианская педагогика восточного образца позволяет расширить современную образовательную перспективу и открывает возможность избежать самозамыкания когнитивных процессов в гиперинформационный век, возвысить человека над квазицелевыми образовательными установками и выстроить образовательный процесс на базе лично-ценностного иерархического подхода. В этом ей помогает святоотеческая антропология и вся система христианских духовно-нравственных ценностей, лежащая в её основе.

Об авторе

Епископ Мефодий (Зинковский)
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Россия

Мефодий (Зинковский) — епископ Русской Православной Церкви, доктор богословия, кандидат технических наук, ректор ПСТГУ, профессор института теологии при СПбГУ.

127051, Москва, Лихов переулок, д. 6, стр. 1



Список литературы

1. Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Творения: в 4 т. — ТСЛ : Собственная типография, 1902–1903. — Т. 1. — C. 191–264.

2. Иустин (Попович), преп. Достоевский о Европе и славянстве. — М. ; СПб. : Сретенский монастырь, Часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» с грошиками, 2002. — 285 с.

3. Кирилл (Зинковский), иером. Святоотеческое учение о плоти и материи и современные биомедицинские технологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2018. — Т. 19. — Вып. 4. — Специальный вып. (Материалы Общероссийской конференции «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»). — С. 180–187.

4. Мефодий (Зинковский), иером. Религиозное образование личности vs атеистическо-деистическо-пантеистические образовательные модели // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2017. — Т. 18. — Вып. 2. — С. 83–93.

5. Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Значение христианской культуры в воспитании личности в контексте святоотеческого учения о Логосе и логосах // Материалы Международной научно-практической конференции IX Пюхтицкие чтения «Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры», Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 11–12 декабря 2020. — Пюхтицы, 2020. — С. 91–100.

6. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 3. Ч. I. Вопросы 75–119. — Киев : Эльга, Ника Центр, 2005. — 575 с.

7. Шмонин Д. В. Научная рациональность и «возвращение к теологии» // Вопросы теологии. — 2019. — Т. 1. — № 3. — С. 280–306 (http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.301).

8. S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber // J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Graeca). In 161 t. — Paris, 1857–1866. — Vol. 91. — Pp. 1031–1418.

9. S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia, in Corpus Christianorum. Series Graeca. V. 10 / J. H. Declerck (ed.). Brepols — Turnhout : Leuven University Press, 1982 (TLG). — 255 p.

10. Stead D. J. The Meaning of Hypostasis in Some Texts of the ‘Ambigua’ of St. Maximus the Confessor // The Patristic and Byzantine Review. — 1989. V. 8 (1). — Pp. 25–33.


Рецензия

Для цитирования:


(Зинковский) Е. Христианские духовно-нравственные ценности в образовании. Ортодоксия. 2025;(2):11-27. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-11-27

For citation:


(Zinkosvky) M. Christian Spiritual and Moral Values in Education. Orthodoxia. 2025;(2):11-27. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2025-2-11-27

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)