Брестская церковная уния в отражении белорусской школьной учебной литературы, изданной в 2017–2021 годах
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-4-114-145
Аннотация
Статья посвящена исследованию содержания белорусской школьной учебной литературы, в которой содержится описание появления, функционирования и упразднения Брестской церковной унии. Время издания учебных пособий (2017–2021) ограничено этими датами, поскольку в момент написания статьи именно по учебникам, изданным в указанные годы, проходят обучение белорусские школьники. Преподавание истории в белорусской школе разделено на два концентра. Первый концентр (5–9-й классы) представляет историю на более простом уровне, обращая больше внимания на факты, даты, описания событий. Второй концентр предлагает посмотреть на историю на более теоретическом уровне, обращая внимание на причинно-следственные связи и тенденции. Для понимания того, каким образом Брестскую церковную унию школьные учебные пособия представляют учащимся, необходимо проанализировать учебники обоих концентров и провести сравнение в подаче материала, а также обобщить полученные результаты. Учебные пособия для 7-го (1 концентр) и 11-го (2 концентр) классов рассматривают введение Брестской церковной унии и её распространения до конца XVIII века. Оба учебных пособия схожи в оценках унии. Они признают, что уния навязывалась местному православному населению силой, и приводят в качестве подтверждения исторические документы. Но в обоих учебниках наблюдается попытка оправдать негативную реакцию населения в отношении унии тем, что униаты и польское правительство слишком активно применяли насилие. Оба учебных пособия предполагают, что, если бы уния вводилась более гуманными методами, массового сопротивления её принятию не возникло бы. Это противоречит историческим источникам, в которых можно найти примеры того, что сопротивление унии началось сразу, когда польская власть не успела ещё развернуть механизм принуждения. Утверждения, что уния стала барьером на пути полонизации и окатоличивания, не снабжены историческими документами, подтверждающими это. В обоих учебниках содержатся противоречия, когда авторы пытаются доказать эти утверждения. Также голословно в учебниках утверждается, что уния смогла сохранить языковые и культурные традиции народа. В учебных пособиях для 8-го (1 концентр) и 11-го (2 концентр) классов описано развитие унии в конце XVIII — первой половине XIX века вплоть до Полоцкого церковного Собора 1839 года. Учебное пособие для 8-го класса идеологически продолжает нарратив учебного пособия для 7-го класса. Для того чтобы доказать, что масса униатов не желала возвращаться в православие в конце 1830-х годов, авторы используют документы более ранней эпохи, а также приводят исторические источники, описывающие частные случаи, пытаясь выдать их за общие тенденции. Документов, подтверждающих, что люди массово сопротивлялись решениям Полоцкого церковного Собора, нет, поэтому в учебном пособии использованы либо документы другой эпохи, либо документы, фиксирующие частные случаи. Учебное пособие для 11-го класса более корректно описывает Полоцкий церковный Собор, т. к. оно издано после того, как белорусские власти решили скорректировать школьный курс истории после массовых протестов 2020 года.
Об авторе
А. Д. ГронскийРоссия
Александр Дмитриевич Гронский — кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований
117418, Москва, ул. Профсоюзная, 23
Список литературы
1. Добрынин Г. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина (пожившего 72 г. 2 м. 20 дней), им самим написанная в Могилёве и Витебске. 1752–1823 : в 3 ч. — СПб. : Печатня В. И. Головина, 1872. — 380 с.
2. Жиркевич И. С. Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789– 1848 / подг. текста, вступ. ст. и примеч. С. В. Львова, Л. В. Митрошенковой. — М. : Кучково поле, 2009. — 624 с.
3. История Беларуси с древнейших времён до конца XVIII в. : учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. языком обучения (с электрон. приложением для повышенного уровня) / В. А. Белозорович, С. А. Кудрявцева, А. В. Любый ; под. ред. В. А. Белозоровича. — Минск : Изд. центр БГУ, 2020. — 271 с.
4. История Беларуси, XIX — начало XXI в. : учеб. пособие для 11-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. А. В. Касовича, А. П. Соловьянова. — Минск : Издательский центр БГУ, 2021. — 240 с.
5. История Беларуси, XVI–XVIII вв. : учеб. пособие для 7-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / В. А. Воронин [и др.]; под ред. В. А. Воронина, А. А. Скепьян ; пер. на рус. яз. И. В. Летунович. — Минск : Изд. центр БГУ, 2017. — 214 с.
6. История белорусской государственности : в 5 т. Т. 1: Белорусская государственность: от истоков до конца XVIII в. / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома: О. Н. Левко, В. Ф. Голубев; Национальная академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск : Беларуская навука, 2018. — 598 с.
7. Кравцов О. Ю. Концепция белорусской национальной идеи // Путь Беларуси: Реальность и мечты : сб. статей. — Рига : ИБИК, 2018. — С. 71–100.
8. Панов С. В., Морозова С. В., Сосно В. А. История Беларуси, конец XVIII — начало ХХ в. : учеб. пособие для 8-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / под ред. В. А. Сосно ; перевод на русский язык О. Р. Ермакович, В. М. Иванова. — Минск : Издательский центр БГУ, 2018. — 159 с.
9. Романчук А., прот. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский: очерк жизни и церковно-общественной деятельности. — М. ; Минск : Издание Общества любителей церковной истории, 2015. — 448 с.
10. Уния в документах : сб / сост. В. А. Теплова, З. И. Зуева. — Минск : Лучи Софии, 1997. — 520 с.
11. Хотеев А., свящ. Переписка канцлера Льва Сапеги и архиепископа Иосафата Кунцевича. — Минск : Братство в честь святого Архистратига Михаила в г. Минске Минской епархии Белорусской Православной Церкви, 2015. — 114 с.
12. Хотеев А., свящ. Очерки из истории Брестской унии. — М. : Фонд «Историческая память», 2023. — 144 с.
13. Шеститко В. Латинизация греко-католической церкви в Речи Посполитой: исторический, литургический и канонический аспекты. Дипломная работа. — Жировичи : Минская духовная семинария. 2009. — 81 с.
14. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да канца XVІІI ст.: вучэбны дапаможнік для 10-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. В. А. Белазаровіч, С. А. Кудраўцава, А. У. Любы; пад. редакцыяй В. А. Белазаровіча. — Мінск : Выдавецкі цэнтр БДУ, 2020. — 271 с.
15. Гісторыя Беларусі, XIX — пачатак XXI ст.: вучэбны дапаможнік для 11-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад редакцыяй А. В. Касовіча, А. П. Салаўянава. — Мінск : Выдавецкі цэнтр БДУ, 2021. — 240 с.
16. Гісторыя Беларусі, XVI–XVIII ст.: вучэбны дапаможнік для 7-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / В. А. Варонін [і інш.]; пад рэдакцыяй В. А. Вароніна, А. А. Скеп’ян. — Мінск : Выдавецкі цэнтр БДУ, 2017. — 214 с.
17. Лёсік Я. Беларуская Энэіда навыварат // 1921–1930: Збор твораў / Укладанне, прадмова і каментарыі А. Жанкіна. — Мінск : НАРБ: Выдавец Логвінаў, 2003. — С. 10–28.
18. Паноў С. В. Марозава С. В., Сосна У. А. Гісторыя Беларусі, канец XVІІI — пачатак XХ ст.: вучэбны дапаможнік для 8-га класа устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / пад рэдакцыяй У.А. Сосны. — Мінск : Выдавецкі цэнтр БДУ, 2018. — 159 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гронский А.Д. Брестская церковная уния в отражении белорусской школьной учебной литературы, изданной в 2017–2021 годах. Ортодоксия. 2024;(4):114-145. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-4-114-145
For citation:
Gronsky A.D. The Brest Church Union as Depicted in Belarusian School Textbooks Published in 2017–2021. Orthodoxia. 2024;(4):114-145. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-4-114-145