Миф русификации: решение проблемы языка церковной проповеди в постполоцкий период
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-188-201
Аннотация
В статье рассматривается практика произнесения униатским духовенством проповедей на польском языке, утвердившаяся в униатской церкви на белорусских землях к началу XIX века, позиция в решении этого вопроса российских властей и православного духовенства. Серьёзной проблемой, с которой столкнулись в постполоцкий период православные иерархи белорусских епархий, была устоявшаяся ещё с конца XVIII — начала XIX века традиция произнесения проповедей в униатских храмах на польском языке, или «белорусско-польском наречии», как его называли. Раскрываются усилия, которые прикладывали западнорусские православные иерархи для решения языковой проблемы. Делается вывод о том, что именно деятельность Российской Православной Церкви на белорусских землях стоит у истоков рождения современного белорусского народа как неотъемлемой части восточно-христианской цивилизации.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ТепловаБеларусь
Валентина Анатольевна Теплова — кандидат исторических наук, заведующая кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, доцент Белорусского государственного университета
220030, Минск, ул. Зыбицкая, 27
Список литературы
1. Бобровский П. О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. — Минск : Энциклопедикс, 2014. — 410 с.
2. Густова Л. А. «Не уповайте на неправду...» (развитие православной богослужебной формы в обряде Греко-католической церкви Речи Посполитой: противоречия и модификации) // Обретение образа: православная белорусская культура в славянском мире. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2009. — С. 195–216.
3. Записки / Василий (Лужинский), архиепископ Полоцкий ; предисл. В. А. Тепловой. — Минск : Медиал, 2019. — 240 с.: портр.
4. Записки Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого. — Казань : Изд. Казанской духовной академии,1885. — 312 с.
5. Из Литовской консистории, от 13 января за № 34, «О введении по церквям проповедей на простом общепонятном языке, а также бесед из катехизиса» // Записки Иосифа, митрополита Литовского. — Т. 3. — СПб. : Тип. Акад. наук, 1883.
6. Миловидов А. Заслуги графа М. Н. Муравьёва для Православной Церкви в Северо-Западном крае. — Харьков: Тип. Губернского правления, 1900. — 92 с.
7. Полное собрание законов Российской империи: собрание 2-е : в 55 т. — СПб. : в Типографии II Отделения Собственной е. и. в. канцелярии, 1830–1884. — Т. 4. — 1829–1830.
8. Святейшему Правительствующему Синоду, от 13 января за № 35, о снабжении священников образцовыми проповедями на русском языке // Записки Иосифа, митрополита Литовского. — Т. 3. — СПб. : Тип. Акад. наук, 1883.
9. Татаров В. Историческое описание Киевецкой церкви Седлецкой губернии Бельского уезда // Холмско-Варшавский епархиальный вестник, издаваемый при Холмско-Варшавской архиерейской кафедре: за 1879 гг. — Варшава : Тип. Варшавского учебного округа, 1879.
10. Теплова В. А. Время Николая I и цивилизационный поворот в судьбе Беларуси // Россия и Беларусь: от века XIX к веку XXI. — Брест : УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2004. — С. 35–46.
11. Ластоускi В. Ю. Кароткая гiсторыя Беларусi. — Мн. : Унiверсiтэцкае, 1992. — 126 с.: iл.
12. Марозава С. В. «Сваёй веры ламаць не будзем…»: Супраціў дэўнізацыі ў Беларусі (1780–1839 гады). — Гродна : ЮрС. аПрынт, 2014. — 218 с.
13. Марозава С. В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596–1839 гады) — 07.00.02 — аўтарэферат ... доктара гістарычн. Навук. — Мн., 2002 / Нац. Акад. навук Беларусі / Ін-т гісторыі. — 46 с.
Рецензия
Для цитирования:
Теплова В.А. Миф русификации: решение проблемы языка церковной проповеди в постполоцкий период. Ортодоксия. 2024;(3):188-201. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-188-201
For citation:
Teplova V.A. The Myth of Russification: Addressing the Language of Church Preaching in the Post-Polotsk Period. Orthodoxia. 2024;(3):188-201. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-188-201