Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Ранняя униатская концепция истории Русской Церкви

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-164-187

Аннотация

Брестская церковная уния, заключённая в 1596 году Киевской митрополией с Римом, вызвала раскол в западнорусском обществе. Против неё объединилась значительная часть духовенства и православных мирян из разных социальных слоёв, включая даже многих из тех, кто был её инициатором. Слабость унии была вызвана сильными отличиями её условий от тех, которые формулировала православная сторона при её подготовке, а также отсутствием того результата, ради которого она затевалась, — в первую очередь уравнивания в правах восточнохристианского населения Речи Посполитой с католиками. Тогда перед униатами встала задача обосновать свой выбор историческими фактами, что должны были бы доказать безальтернативность их выбора. Им требовалось доказать, что уния с Римом утвердилась на Руси ещё со времени её крещения, и решения Брестского собора были возвращением к вере предков. На деле перед ними стояла задача дать новое прочтение русской истории. Наиболее полно эта новая концепция была представлена в сочинении на то время униатского архимандрита Виленского Льва Кревзы «Защита церковного единства» 1617 года, в написании которого также принимал участие архиепископ Полоцкий Иосафат Кунцевич. Они описали всю историю как свидетельство верности Руси Риму, которая лишь несколько раз прерывалась. В результате такого описания православные предстают как относительно новое явление, нарушающее традиционный ход русской истории. Анализ данного Кревзой и Кунцевичем описания русского прошлого показывает, что они были носителями во многом секуляризированного исторического мышления с сильным влиянием западной барочной культуры. Это явствует из сравнения их текстов с православными ответами и касается как общего подхода к историческому процессу и действующим в нём лицам, так и оперирования идентитарными понятиями. Всё это позволяет говорить о постбрестском униатстве как о новом явлении, определяющем себя на основе уже в значительной мере западных раннемодерных форм культуры, на то время ещё чуждых местной русской традиции.

Об авторе

О. Б. Неменский
Института славяноведения Российской академии наук
Россия

Олег Борисович Неменский — научный сотрудник

119334, Москва, Ленинский проспект, 32-А



Список литературы

1. Выпись из книг главного трибунала Новогродского 1596 ноября 2 // Архив Юго-Западной России. — Ч. 1, т. 1. — К., 1859. — № 123. — С. 533–534.

2. Грамота королевская виленским войтам и магистратским сановникам. 29 августа 1596 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. IV. — СПб., 1851. — № 101.

3. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной унии 1595–1596 гг. — М. : Изд-во МГУ, 2003. — 320 с.

4. Завитневич В. З. Палинодия Захарии Копыстенского и её место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв. — Варшава, 1883.

5. Злеценье митрополита Михаила Рагозы Кириллу Терлецкому // Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. IV. — СПб., 1851. — № 54.

6. Инструкция епископов от декабря 1594 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. IV. — СПб., 1851. — № 55.

7. Копыстенский З. Палинодия // Русская историческая библиотека. — СПб., 1878. — Т. IV.

8. Лист короля Сигизмунда III. 18 марта 1592 г. / «Апокрисис» Христофора Филалета // Русская историческая библиотека. — Т. 7. — СПб. : Тип. А. М. Котомина и Ко, 1882.

9. Неменский О. Б. Воображаемые сообщества в «Палинодии» Захарии Копыстенского и «Обороне унии» Льва Кревзы // Белоруссия и Украина. История и культура. Ежегодник 2005/2006. — Вып. 3. — М., 2008. — С. 41–78.

10. Неменский О. Б. Интерпретации сюжета о Крещении Руси в православно-униатской полемике в Речи Посполитой в конце XVI — первой половине XVII века // Научные проблемы гуманитарных исследований. — Вып. 7. — Пятигорск, 2010. — С. 57–62.

11. Неменский О. Б. История Руси в «Палинодии» Захарии Копыстенского и «Обороне унии» Льва Кревзы // Україна та Росія: проблеми політичних і соціокультурних відносин / ред. В. А. Смолій. — Київ, 2003. — С. 409–434.

12. Неменский О. Б. Права народа в православной мысли Речи Посполитой конца XVI — первой половине XVII века // Славяноведение. — 2012. — № 4. — С. 3‒11.

13. Панченко А. М. О русской истории и культуре. — СПб., 2000.

14. Послание киевского воеводы князя Константина Острожского Владимирскому и Брестскому епископу Ипатию Потею // Архив Западной России. — Т. IV. — СПб., 1851. — № 45.

15. Соборная грамота Киевского митрополита Михаила Рагозы и епископов 2 декабря 1594 г. // Акты, относящиеся к истории Западной России. — Т. IV. — СПб., 1851. — № 53.

16. Флоря Б. Н. Кирилло-мефодиевские традиции и униатская иерархия первой половины XVII века // Слово и культура. Памяти Н. И. Толстого. — М., 1998. — Т. 2. — С. 387–393.

17. Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Раскол западнорусского общества на два лагеря, провозглашение унии церквей в Риме. Брестские соборы 1596 г. и закрепление раскола // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII в. Часть I. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. — М., 1996.

18. Artycuły do zjednoczenia s Kosciolem rzymskim należące. Berestje, 11.06.1595 // Documenta Unionis Berestensis eiusque auctorum. V. 1 (1590–1600). — Rome, 1970. — Nr. 41.

19. Baronius C. De Ruthenis ad communionem Sedis Apostolicae ruptis monumentum // Legationes Alexandrina et Ruthenica ad Clementem VIII, pont. max. pro unione et communione cum Sede Apostolica, an№Domini MDXCV die 15 januarii et 23 decembris. — Paris, 1860.

20. Kreuza L. Obrona iedności cerkiewney // Русская историческая библиотека. — Т. IV. — СПб., 1878.

21. Professio fidei catholicae Hypatii Potij, coram Pontifice Clemente PP .VIII facta. 23. 12. 1595 // Documenta Unionis Berestensis eiusque auctorum. V. 1 (1590–1600). — Rome, 1970. — Nr. 143.

22. Sartorius P. L’Eglise orthodoxe. — Paris, 1987.

23. Skarga P. O iedności kościoła Bożego pod jednym pasterzem // Русская историческая библиотека. — Т. 7. — СПб., 1882.

24. Skarga P. Obrona Synodu Brzeskiego. Wilno, 1597 // Русская историческая библиотека. — Т. 19. Памятники полемической литературы в Западной Руси. — Кн. 3. — СПб., 1903.

25. Susza J. Cursus vitae et certamen martyrii b. Iosaphat Kuncevicii, archiepiscopi Polocensis, episcopi Vitepscensis et Miscislaviensis Ordinis Divi Basilii Magni. — Wilno, 1665.


Рецензия

Для цитирования:


Неменский О.Б. Ранняя униатская концепция истории Русской Церкви. Ортодоксия. 2024;(3):164-187. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-164-187

For citation:


Nemensky О.В. The Early Uniate Concept of the History of the Russian Church. Orthodoxia. 2024;(3):164-187. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-164-187

Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)