Preview

Ортодоксия

Расширенный поиск

Полоцкий объединительный Собор 1839 года: предыстория, совершение и значение события

https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-10-53

Аннотация

В статье рассматривается предыстория Полоцкого объединительного Собора 1839 года, прослеживается ход его работы, определяется значение этого события для Русской Православной Церкви и Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Делается вывод о том, что упразднение униатского церковного объединения в пределах Российской империи во второй четверти XIX века явилось следствием уникального стечения исторических обстоятельств: колебаний правительственной политики России, недоверия униатам со стороны руководства Католической Церкви, противоречий внутри греко-католического духовенства. Значение Полоцкого объединительного Собора 1839 года имеет несколько измерений. Во-первых, это событие расширило сферу влияния православия в западных губерниях Российской империи в XIX веке, обеспечив государственную и религиозно-культурную интеграцию западных и восточных частей русского народа вплоть до наших дней. Во-вторых, Полоцкий Собор завершил период истории Русской Православной Церкви, который можно назвать эпохой разделения. Она началась в середине XV веке каноническим обособлением Киевской митрополии, оставшейся в составе Константинопольского Патриархата, от автокефальной Московской митрополии. Это привело к деградации церковной жизни на белорусско-украинских землях и введению в конце XVI века Брестской церковной унии. Брестская церковная уния была призвана подменить собой православие, бесповоротно вытеснить его из жизни западнорусского населения. В реальности же она дополнительно разделила его, но уже между разными конфессиями, а также стала инструментом денационализации предков современных белорусов и украинцев. Формально каноническое разделение Русской Церкви было преодолено в конце XVII века, когда в 1686 году православные Речи Посполитой вошли в состав Московского Патриархата. А вот плод канонического разделения — разделение белорусско-украинского населения на православных и униатов был окончательно устранён только на Полоцком Соборе униатского духовенства в 1839 году. В-третьих, наибольшее значение Полоцкий Собор имеет для современной белорусской части Русской Православной Церкви, духовно-культурного и национального становления белорусского народа. В начале XXI века в Республике Беларусь 85% верующих причисляют себя к Православной Церкви исключительно благодаря событиям, связанным с подготовкой и осуществлением Полоцкого Собора, а в дальнейшем с интеграцией бывших униатов в состав Русской Православной Церкви. Прочность позиций Православной Церкви в Белоруссии проверена временем и суровыми испытаниями в середине XIX и в XX веке, что засвидетельствовало религиозную и народную справедливость упразднения унии в России в 1839 году.

Об авторе

A. A. Романчук
Синодальная историческая комиссия Белорусского Экзархата; Минская духовная семинария
Беларусь

Протоиерей Александр Александрович Романчук — кандидат богословия, председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского Экзархата Московского Патриархата, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии

231822, Гродненская область, Слонимский район, агрогородок Жировичи, ул. Соборная, 55



Список литературы

1. Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею. — Вильна : Тип. А. Г. Сыркина, 1889. — Т. XVI: Документы, относящиеся к истории церковной Унии в России. — 704 с.

2. Антоний (Зубко), архиеп. О Греко-Униатской Церкви в Западном крае России / архиепископ Антоний (Зубко) // Сборник статей, изданных Святейшим Синодом по поводу пятидесятилетия (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов. — СПб. : Синодальная тип., 1889. — С. 38–76.

3. Бобровский П. О. Русская Греко-Униатская церковь в царствование императора Александра I. Историческое исследование по архивным документам П.О. Бобровского. — СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1890. — 394 с.

4. Буглаков М., свящ. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. — Минск : Виноград, 2000. — 656 с.

5. Василий (Лужинский), архиеп. Записки Василия Лужинского, архиепископа Полоцкого и Витебского, члена святейшего правительствующего Всероссийского синода о начале и ходе окончательно совершившегося дела воссоединения греко-Униатской Церкви в Белоруссии и Волыни с православною российскою церковью, написанные в конце тысяча восемьсот шестьдесят шестого года / архиепископ Василий (Лужинский). — Казань : Казанская духовная академия, 1885. — 312 с.

6. Галанов М. М. Политика российского самодержавия и позиция Русской Православной Церкви в отношении католиков и униатов в годы царствования Павла I : дисс…. доктора наук : 07. 00. 02. — СПб., 2014. — 536 с.

7. Дмитриев М. В. Между Римом и Царьградом: генезис Брестской церковной Унии 1595–1596 гг. — М. : Изд-во Московского университета, 2003. — 320 с.

8. Дневник Сестренцевича, первого митрополита всех римско-католических церквей в России. Часть 1-я (1797 и 1798 гг.) // Старина и новизна. Исторический сборник, издаваемый при обществе ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. — 1913. — Кн. 16. — С. 1–185.

9. Евгений (Булгарис), архиеп. О лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью // Христианское чтение. — 1887. — Ч. 2. — С. 19–93.

10. Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора : в 3 т. — СПб. : Тип. императорской Академии Наук, 1883. — Т. 1. — 745 с.; — Т. 2. — 786 с.; — Т. 3 — 1401 с.

11. Записка об упразднении греко-униатских монастырей в Западной России 28 февраля 1828 года // Русская старина. — 1870. — 2-е изд. — Т. 1. — С. 517–538.

12. Записка от 6 апреля 1829, с опровержением притязаний, полученных правительством от Римского двора, по поводу новых распоряжений относительно униатов // Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора. — СПб. : Тип. императорской Академии Наук, 1883. — Т. 1. — С. 510–519.

13. Записка, составленная асессором коллегии, прелатом Иосифом Семашко 5 ноября 1827 года, о положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной // Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора. — СПб. : Тип. императорской Академии Наук, 1883. — Т. 1 — С. 387–398.

14. Извеков Н. Д., свящ. Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 г. — М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1899. — 522 с.

15. Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с православною церковью в 1839 г. : с 3-мя портр. высокопреосящен. Иосифа. — 2-е изд., испр. и доп. — Вильна : тип. И. Блюмовича, 1897. — XXIV, 614 с.

16. Коялович М. О. О почившем митрополите Литовском Иосифе. — СПб. : Тип. Департамента Уделов, 1869. — 54 с.

17. Круковский А. В. Страничка из истории белорусского духовенства / А. В. Круковский // Русская старина. — 1910. — Т. 143. — С. 240–245.

18. Могилевская епархия. Историко-статистическое описание. — Т. 1, вып. 2, ч. 2. / под общ. ред. прот. Н. Зефирова. — Могилёв : Скоропечатня и литография Ш. Фридланда, 1908. — 382 с.

19. Морошкин М. Воссоединение Унии: исторический очерк // Вестник Европы. — 1872. — Кн. 4. — С. 606–643.

20. Носко М. Униатская церковь в начале XIX века и подготовка к воссоединению с Православием: дисс. … канд. богословия. Московский Патриархат; Белорусская Православная Церковь; Минская духовная академия им. свт. Кирилла Туровского, каф. церковной истории. — Жировичи, 2000. — 158 с.

21. О лучшем способе воссоединения униатов с Православной Церковью // Христианское чтение. — 1887. — Ч. 2. — С. 19–93.

22. Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов : в 2 т. — Т. 2. — СПб. : Синодальная тип., 1907. — 1631 с.

23. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 1-е. С 1649 по 12 декабря 1825 г.] : в 45 т. — СПб. : Тип. 2-го Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1830.

24. Полное собрание законов Российской империи. [Собрание 2-е. С 1825 г. до 28 февраля 1881 г.] : в 55 т. — СПб. : Тип. 2-го Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1830–1884.

25. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Греко-Российской Восточной Церкви // Записки Иосифа митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею Наук по завещанию автора. — СПб. : Тип. императорской Академии Наук, 1883. — Т. 1. — С. 65–66.

26. Римский С. В. Конфессиональная политика России в Западном крае и Прибалтике XIX столетия // Вопросы истории. — 1998. — № 3. — С. 25–44.

27. Романчук А. А., свящ. Греко-католическая Церковь в пределах Российской империи в первой трети XIX в.: проблемы и перспективы // Церковно-исторический вестник. — 2008. — № 15. — С. 56–83.

28. Романчук А. А., прот. Главная Семинария при Виленском университете: воспитание и образование католического духовенства униатского обряда // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. — 2006. — № 4. — С. 3–10.

29. Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793–1832). — СПб. : Тип. А. Катанского и К°, 1893. — 622 с.

30. Ситкевич А., свящ. Униатские кафедральные капитулы в XVIII веке: очерки положения и деятельности белого духовенства в Западно-русской униатской церкви // Христианское чтение. — 1904. — № 9. — С. 320–354.

31. Смолич И. К. История Русской Церкви 1700–1917: в 2 ч. — М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. — Ч. 2. — 799 с.

32. Толстой Д. А. Очерк служения митрополита Литовского Иосифа, скончавшегося в 1868 году (Извлечение из отчёта г. обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. А. Толстого за 1868 год) // Христианское чтение. — 1869. — Ч. 2. — С. 1077–1110.

33. Толстой Д. А. Римский католицизм в России: Историческое исследование графа Дмитрия А. Толстого. — Т. 1–2. — СПб. : Издание в типографии В. Ф. Демакова, 1876. — Т. 2. — 438 с.

34. Указы государя императора Александра Первого, самодержца всероссийского, напечатанные в январе месяце 1806 года. — М. : в Сенатской тип., 1807. — 569 с.

35. Уния в документах : сб. / сост. В. А. Теплова, З. И. Зуева. — Минск : Лучи Софии, 1997. — 520 с.

36. Филарет (Дроздов), митр. Собрания мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковногосударственным вопросам, издаваемое под редакциею преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 7 т. — СПб. ; М. : Синодальная тип., 1885–1887. — Т. 2, 1885. — 485 с.

37. Филевич И. П. Вопрос о воссоединении западнорусских униатов в его новейшей постановке. — Варшава : Тип. Варшавского учебного округа, 1891. — 31 с.

38. Фотинский О. Иоанн Красовский, униатский архиепископ Полоцкий и Луцкий // Литовские Епархиальные Ведомости. — 1894. — № 15. — С. 128–131.

39. Чистович И. Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западнорусских униатов: обзор событий воссоединения в царствование императора Николая I. — СПб. : Синодальная тип., 1889. — 64 с.

40. Шабатин И. Из истории воссоединения белорусских униатов / И. Шабатин // Журнал Московской Патриархии. — 1949. — № 8. — С. 37–49; 1951. — № 2. — С. 35–47; № 6. — С. 59–63; № 10. — С. 47–54; № 11. — С. 51–60.

41. Шеститко В., свящ. Персональный состав Секретных комитетов по униатским делам в 1835–1839 гг. // Хронос. — 2017. — № 4. — С. 55–82.

42. Шавельский Г., протопр. Последнее возсоединение с православною церковию униатов Белорусской епархии (1833–1839 гг.). — СПб. : Тип. «Сельского вестника», 1910. — 380 с.

43. Янковский П., свящ. Записки сельского священника. — Минск : Свято-Петро-Павловский собор, 2004. — 380 с.

44. Галадза П., свяшченнік. Літургічне питання і розвиток богослужень напередодні Берестейскоі уніі аж до кінця XVII століття // Берестейська унія та внутрішне жіття Церкви в ХVII столітті: матеріали Четвертих Берестейських читань, Львів, Луцьк, Киів, 2–6 жовтня 1995 р. / ред. Б.Гудзяк. — Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1997. — С. 5–6.

45. Dobrzyński Z. Prawosławni a grekokatolicy w dawniej Polsce : 2 cz. — Warszawa, 1992. — Cz. 2. — 262 s.

46. Канфесійны фактар у сацыяльным развіцці Беларусі (канец ХVIII — пачатак ХХ ст.) / В.В. Яноўская [и инш.] ; навук. рэд. В.В. Яноўская ; Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т гісторыі. — Мінск : Беларуская навука, 2105. — 496 с.

47. Kołbuk W. Koścіoły wschodnіe w Rzeczypospolіtej około 1772 roku. — Lublіn : Іnstytut Europy Środkowo Wschodnіej, 1998. — 460 s.

48. Mironowicz, A. Diecezja bialoruska w XVII i XVIII wieku. — Bialystok : Wydawnictwo uniwersytetu w Bialymstoku, 2008. — 351 s.

49. Назарко, Іриней, ЧСВВ. Киȉвські і Галицькі митрополити. Біографічні нариси (1590–1960) / Іриней Назарко. — Торонто : Видавництво отців Василіян, 1962. — 269 с.

50. Пері, В. Берестейська унія у Римському баченні / В. Пері // Історичний контекст, укладнення Берестейськоі уніі і перше поунійне покоління: матеріали Перших Берестейських читань, Львів, Івано– Франківськ, Киів, 1–6 жовтня 1994 р. / ред. Б. Гудзяк. — Львів : Інститут Історіі Церкви Львівськоі Богословськоі Академіі, 1995. — С. 7–38.

51. Radwan M. Carat wobec kościola greckokatolickiego w zaborze Rosyjskim 1796–1839. — Roma; Lublin : Polski instytut kultury chrzescijanskiej, 2001. — 504 s.

52. Філатава А. М. Хрысціянскія канфесіі пасля далучэння Беларусі да Расійскай імперыі (1772–1860) // Канфесii на Беларусi (канец ХVІІІ– ХХ ст.) / В. В. Грыгор’ева [і інш], навук. рэд. У. І. Навіцкі. — Мінск : ВП “Экаперспектыва”, 1998. — С. 5–28.


Рецензия

Для цитирования:


Романчук A.A. Полоцкий объединительный Собор 1839 года: предыстория, совершение и значение события. Ортодоксия. 2024;(3):10-53. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-10-53

For citation:


Romanchuk A.A. The Polotsk Unification Council of 1839: Context, Proceedings, and Significance. Orthodoxia. 2024;(3):10-53. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2024-3-10-53

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-9276 (Print)
ISSN 2949-2424 (Online)