Топос памяти в драматургии А. В. Вампилова
https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-3-124-139
Аннотация
Актуальность темы статьи в значительной степени определяется стереотипными суждениями о философичности русской литературной традиции, включённостью затрагиваемых вопросов в проблематику постоянно возобновляемых споров по поводу утраты этого качества в эпоху социалистического реализма, в зону дискуссий об историко‑литературном статусе «бронзового века». Тогда лидерами литературного процесса, вопреки уже сложившимся представлениям об «оттепельной эпохе», всё‑таки стали литераторы‑традиционалисты. В центре внимания автора — пьесы выдающегося русского драматурга Александра Валентиновича Вампилова (1937–1972). Аналитический подход базируется на топическом анализе литературного текста. Топос рассматривается как «структурно‑смысловая модель» (П. Е. Бухаркин, И. В. Анненкова и др.), которая имеет в случае Вампилова несколько уровней текстового воплощения: «генетическая крыша» имени персонажа, при создании которой художником восстанавливалась старинная русская, православная традиция имянаречения; мотив памяти, фиксирующий многоступенчатый процесс утраты и восстановления воспоминаний; иножанровые включения, в частности в тексте пьесы «Прошлым летом в Чулимске» драматург использовал жанр предания как форму существования общенациональной памяти. Основной вывод: сложнейший литературный топос памяти, вариативность которого не мешает представить национальную ментальность как некую целостность, формировавшуюся под влиянием православной традиции, в творческом наследии А. В. Вампилова представлен как особый тип нравственного императива, смысловая структура которого определяется памятью национальной (исторической, культурной) и личной. Именно традиционные нравственные представления освещали жизнь русского человека во все времена, даже в советскую эпоху, которую принято считать огульно атеистической.
Об авторе
Н. С. ЦветоваРоссия
Цветова Наталья Сергеевна — доктор филологических наук, профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная
Список литературы
1. Багно В.Е., Новичкова Т.А. Имя: своё и чужое // Чужое имя. Канун. Альманах. Вып. 6. — СПб., 2001. — С. 3–16.
2. Вампилов А. Избранное. — М. : Согласие, 1999. — 779 с.
3. Васильев К. Житие по имени // Флоренский П. Имена. — СПб. : Авалонъ-Азбука-классика, 2007. — С. 3–21.
4. Восьмой съезд писателей СССР. Стенографический отчёт. — М. : Советский писатель, — 1988. — 512 с.
5. Мандельштам О. Слово и культура. О поэзии. Разговор о Данте. Статьи и рецензии. — М. : Советский писатель, 1987. — 320 с.
6. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь. — М. : Русский язык — Медиа-Дрофа, 2008. — 529 с.
7. Прилепин З. Координата. Уроки русского. — М. : АСТ, 2023. — 350 с.
8. Слово исповеди и надежды. Письма русским писателям. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 396 с.
9. Современный толковый словарь русского языка. — М. : Норинт, 2006. — 960 с.
10. Соловьёв Ю. Пастернак в Карачеве // Брянская тема. — 2013. — № 10 (72). — С. 6–10.
11. Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имён. — М. : Школа-пресс, 1995. — 733 с.
12. Шевцов К.П. Мера души: сознание и память в концепции Джона Локка // Эпистемология & философия науки. — Т. 34. — 2012. — № 4. — С. 191–206
Рецензия
Для цитирования:
Цветова Н.С. Топос памяти в драматургии А. В. Вампилова. Ортодоксия. 2023;(3):124-139. https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-3-124-139
For citation:
Tsvetova N.S. The Topos of Memory in A. V. Vampilov’s Dramaturgy. Orthodoxia. 2023;(3):124-139. (In Russ.) https://doi.org/10.53822/2712-9276-2023-3-124-139